В Музее де Янга в Сан-Франциско открылась первая ретроспективная выставка работ Тамары де Лемпицка (1894-1980) - одной из известнейших фигур направления ар-деко ХХ века. Художница с польскими корнями некоторое время жила в Санкт-Петербурге, потом вместе с мужем переехала в Париж, а затем с другим мужем - в США. Эта выставка исследует отличительный стиль художницы в четырех основных главах. Каждая глава посвящена определённому периоду в жизни художницы и соответствующему имени, которые художница меняла за свою жизнь несколько раз. Сначала она была Тамарой Розой Гурвиц - это имя дали ей при рождении, затем художница использовала для значительности мужское имя мсье Лемпицки по первому мужу, потом - Тамара де Лемпицки, чтобы показать аристократический статус, и наконец, баронесса Куффнер - по второму мужу. Интересно, что её настоящее имя и дата рождения были установлены благодаря сотрудничеству с ее внучкой и правнучкой. Выставка "Тамара де Лемпицка" будет открыта до 9 февраля. После завершения выставки в Сан-Франциско, она отправится в Музей изящных искусств в Хьюстоне, где находится архив художницы.
Интерес к личной жизни и творческому наследию Лемпицкой сохраняется до сих пор. Её картины запечатлели парижский гламур и блеск голливудских знаменитостей. Более 100 представленных произведений искусства варьируются от ее посткубистских работ в Париже 1920-х годов до ее самых известных обнаженных натур и портретов, натюрмортов и интерьеров ее последних дней в США и Мексике. Включая подробный обзор рисунков и исследований художницы, эта выставка раскрывает творческий процесс, стоящий за её знаковыми картинами. Также включены предметы интерьера, скульптуры и платья в стиле ар-деко.
Портрет Тамары Лемпицкой, Париж, 1932 год. Фото: IMAGNO
Картина "Поцелуй" принадлежит к первому периоду творчества художницы, и здесь наблюдается сильное влияние авангарда - распад плоскостей, типичный для кубизма.
Тамара Лемпицка. Поцелуй, 1922. Холст, масло. Частное собрание
Тамара Лемпицка. Портрет молодой женщины в голубом платье, 1922. Холст, масло. Художественная галерея Барри Фридмана
Тамара Лемпицка. Перспектива, 1923. Холст, масло. Музей современного искусства Пти-Пале, Женева
Тамара Лемпицка. Портрет герцогини де ла Саль, 1925. Холст, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Обнажённая натура I, 1925. Холст, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Ирен и её сестра, 1925. Холст, масло. Художественная галерея Ирены Хохман, США
Тамара Лемпицка. Портрет великого князя Гавриила, 1926. Холст, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Объятия из оперы Джамболоньи "Похищение сабинянок"
Тамара Лемпицка. Кизетта на балконе, 1927. Холст, масло. Музей современного искусства, Париж
Тамара Лемпицка. Прекрасная Рафаэла, 1927. Холст, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Тадеуш Лемпицки, 1928. Холст, масло. Центр Помпиду
Тамара Лемпицка. Автопортрет в зелёном Бугатти, 1929. Деревянная панель, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Санкт-Мориц, 1929. Деревянная панель, масло. Музей изящных искусств, Орлеан, Франция
Тамара Лемпицка. Портрет мадам Буш, 1929. Холст, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Портрет Иры П., 1930. Картон, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Святая Тереза Авильская, 1930. Деревянная панель, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Молодая женщина в зеленом, 1930-1931. Масло, картон. Центр Помпиду, Париж
Тамара Лемпицка. Каллы, 1931. Деревянная панель, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Этюд молодой девушки, 1932. Графит, бумага. Музеи изящных искусств Сан-Франциско
Тамара Лемпицка. Блеск, 1932. Деревянная панель, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Мать-настоятельница, 1935. Холст на картоне, масло. Музей изящных искусств, Нант
Тамара Лемпицка. Молодая девушка со скрещенными руками, 1939. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Тамара Лемпицка. Побег, 1940. Холст, масло, Музей изящных искусств, Нант, Франция
Тамара Лемпицка. Мудрость, 1940-41. Деревянная панель, масло. Частная коллекция
Последней картиной, которую написала Тамара Лемпицка, стала четвертая копия её знаменитого "Святого Антония". В образе Святого Антония Тамара Лемпицка запечатлела психиатра, которого посещала.
Тамара Лемпицка. Святой Антоний, III, 1979. Холст, масло. Частная коллекция
Тамара Лемпицка и Сальвадор Дали. Фото: Julien Levy Gallery, New York, Paderewski Testimonial Day, April 18, 1941
Источники информации:
www.famsf.org ,
Тамара Лемпицкая. Художница, которая всегда в моде ,
www.forbes.ru , иллюстрации "с миру по нитке"