Необычная скульптурная композиция под наванием "Дети - жертвы пороков взрослых" есть в Москве на Болотной площади.
Открытие состоялось 2 сентября 2001 года - в День Города.
Создавалась композиция по заказу тогдашнего московского мэра Юрия Лужкова.
Скульптор Михаил Шемякин говорил, что Лужков был и автором идеи, и составителем списка пороков.
Бронзовые фигуры были отлиты в США, где тогда жил Михаил Шемякин, в Россию готовые фигуры доставили по морю.
Скульптор выбрал аллегорическую форму изображения людских пороков:
войны и наркомании, нищеты и проституции, воровства и садизма, невежества и алкоголизма,
пропаганды насилия, эксплуатации детского труда, лжеучености, равнодушия и позорного столба "для беспамятных".
И в центре - мальчик и девочка с завязанными глазами.
Это дети, которые ещё не ориентируются в огромном мире.
Между ними - мячик, а может, земной шар, рядом с ними - книги, и надпись на верхней - "А.С. Пушкин. Сказки"...
Шемякин в своих интервью не раз говорил, что проблема страдающих детей для него знакома не понаслышке.
Он бывал в Афганистане и Пакистане, видел немало детских страданий.
Фонд Михаила Шемякина шефствует над Колпинской колонией малолетних преступников.
Вот обращение скульптора к будущим зрителям своей скульптуры, которое заканчивается словами-
Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России:
И жители близлежащих районов не остались равнодушными и начали делать всё, чтобы сберечь будущее России от ... шемякинской скульптуры.
Были бурные протесты, были гневные коллективные письма.
Противники установки памятника почему-то сразу сократили название и стали называть его просто:
"Памятник порокам".
И требовали не допустить "монументальных упырей и вурдалаков" в сквер, опасаясь,
что сам вид памятника будет пагубно воздействовать на психику гуляющих тут детей...
Время всё расставило на свои места. Страсти вокруг скульптуры давно утихли.
Около памятника всегда люди.
В первые годы после установки можно было "войти внутрь" композиции:
подняться по ступенькам и "прогуляться" среди фигур.
Но потом быстро проявился ещё один живучий людской порок - вандализм:
постепенно начали откручивать, отламывать и отбивать мелкие детали, которые необходимы для раскрытия авторского замысла.
Так что сейчас висит просьба не заходить за цепочное ограждение и не трогать скульптуры руками.
Фото В. Златомрежев, Москва, 2001