"Мы - совершенно разные. Венера и Марс. Какое счастье, когда есть Венера!
Какая радость, когда тот, кому 82, может написать той, кому за 80: "Целую ваши руки и ножки!""
(Бунин - Тэффи, письмо от 10 сентября 1952 года)
1948 год. Встреча советской делегации с писателями-эмигрантами в Париже.
Бунин сидит 3-й справа, Тэффи сидит крайняя слева. 3-й слева стоит Константин Симонов.
Тэффи - это Надежда Александровна Лохвицкая (21 мая 1872 - 6 октября 1952)
Русская писательница, переводчица, мемуаристка.
С Буниным они были знакомы с начала 1900-х.
С 1920 года - в эмиграции во Франции, как и Бунин.
Все годы в эмиграции Тэффи и Бунин с женой были очень дружны.
1926 год, Тэффи в Париже:
Меньше чем через месяц после того сентябрьского письма Бунина,
6 октября 1952 года Надежда Александровна умерла.
Из дневника Веры Николаевны Муромцевой, жены Бунина:
----------
"Неделя, как узнали о серьёзном положении Тэффи..
В.Р. сообщила мне о кончине Надюши.. Пошла к Яну.
"Умерла?" - Да. - И он стал меня утешать, видя моё лицо.
Я твердо сказала, что поеду на первую панихиду.
Надюша лежала на своём широком ложе в белых простынях, верхняя до пояса.
Одета в чёрное. У рук образ Серафима Саровского...
Последний раз она была у нас. Ей хотелось повидаться с Яном.
Пришла. Не могла вымолвить ни слова. Припадок.
Что-то проглотила и стала над собой потешаться; "Хороша гостья".
Ян тоже готовился к встрече, что-то принимал, чтобы не было удушья.
Я приготовила чай и то, что она любит. Она почти не ела. Боялась.
Говорили они оба оживлённо. Смеялись. Острили. Вспоминали..."
--------
Ян - так Вера Николаевна называла Бунина.
"припадок, что-то проглотила, не могла вымолвить ни слова..." -
в последние годы жизни Тэффи страдала от тяжёлой формы астмы.
"Ян .. что-то принимал от удушья.." - в последние годы жизни у Бунина случались приступы удушья.
К сожалению, из живописных портретов Тэффи сохранился только её портрет 1941 года,
художник Милиоти Николай Дмитриевич (1874-1962):
Милиоти и Тэффи в 1941 году вместе бежали в Биарриц: не захотели дышать одним воздухом с немцами, оккупировавшими Париж.
Правда, потом оказалось, что и в Биарриц оккупирован не меньше, чем Париж,
а также всё юго-западное побережье Франции...
Так что скоро Тэффи вернулась в Париж - с портретом от Милиоти.
А про другие свои портреты, которые потом "куда-то делись", сама Тэффи так вспоминала:
"Мне много приходилось позировать для портретов - Саше Яковлеву, Сорину, Григорьеву, Плейферу
и многим менее известным, но так странно меня никто не сажал (это про Репина, 1906 год).
Работал Репин - тоже для него необычно - цветными карандашами.
- Будет парижский жанр, - улыбнулся он.
Попросил одного из присутствующих читать вслух тот самый мой рассказ "Волчок", который ему понравился"...
Портрет Тэффи у Репина "получился какой-то воздушный", как она сама рассказывала в своих воспоминаниях про Репина.
Но что стало потом с портретом, она не знает.
Кто-то ей сказал, что-де Репин его просто продал...
Любопытно, что и живописных портретов Бунина тоже нет: в Сети много его портретов,
но они, как правило, сделаны в 1990-е - 2000-е годы с известных фотографий Бунина.
Есть портрет 35-летнего Бунина,
художник Л.В. Туржанский, 1905 год, Россия:
А это 34-летняя Тэффи, Россия, 1906 год:
Бунин умрёт через год после Тэффи, в 1953 году.
Все они - и Бунин, и Тэффи, и художник Милиоти,
и Вера Николаевна Бунина (умрёт в 1961 году в возрасте 80 лет) упокоятся в парижском пригороде на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.