Ватто в Лондоне

Aug 15, 2011 21:09

Незадолго до смерти Антуан Ватто совершил единственное в своей жизни заграничное путешествие и около года провел в Лондоне. Об этой поездке, из которой он вернулся летом 1720, года мало что известно. Ясно лишь, что художник пользовался в Англии успехом, о чем свидетельствует большое число работ Ватто в собраниях Великобритании. Любовь к Ватто англичане сохранили до сих пор. Весной и летом этого года великому французскому мастеру были посвящены сразу две выставки в Лондоне - одна в Собрании Уоллес, другая в Королевской академии художеств. На выставке в академии демонстрировались рисунки Ватто.
Вот фрагмент одного из них:






Думаю, что этот увеличенный фрагмент сразу показывает, каким дивным рисовальщиком был Ватто. Он работает сангиной и итальянским карандашом, потом легко проходит по листу кистью. На листе одна и та же женская головка в трех ракурсах. Но как же все меняется в зависимости от точки зрения!




Вот еще пример превращения обычной женщины в красавицу под взглядом художника. И как тонко создается в этом рисунке ощущение красочного богатства буквально тремя карандашами: сангиной, черным и белым мелом. Головка в самом удачном ракурсе дорабатывается нежными касаниями карандашей и деликатной растушевкой.



http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-70-12327.jpg

А эту даму в шляпе с откинутой черной вуалью кураторы сделали «лицом выставки»:



http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-94-12325.jpg

Она загадочно улыбалась, встречая посетителей у входа в Академию. Кстати, находится Королевская академия в городском особняке лорда Бёрлингтона, строителя и владельца Чизика.




Вернемся к рисункам. Этюдные зарисовки, где на одном листе располагается несколько головок, у Ватто встречаются очень часто. Рисунок помогает нам через столетия «заглянуть через плечо» художника, понять как он работает над образом, что его больше всего интересует. Видно как Ватто ищет мимолетное. Он смотрит на модель то сверху, то снизу, то с одной стороны, то с другой. Иногда он увлекается типажом, а иногда его интересует лишь движение. Эти рисунки будут использоваться для его картин, а иногда и по нескольку раз.



http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-68-12324.jpg

Еще один рисунок с головками. Одна и та же девочка в трех ракурсах. Как она взрослеет и хорошеет на наших глазах! Глядя на этот рисунок, нетрудно понять, кто был кумиром Ватто. Им был Рубенс. Надо думать, что Ватто видел не только живописные работы, но и рисунки великого мастера.



http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-52-12333.jpg

На одном листе могли располагаться совсем разные мотивы. Вот лист из собрания Лувра, где рядом с мужской головой, выполненной в технике трех карандашей, мы видим руки, нарисованные сангиной, и взъерошенного котенка. Последний набросок сделан итальянским карандашом. Все-таки кошачьи изображения удавались художникам гораздо реже собачьих! Даже Ватто из двух зарисовок удалась лишь одна, где свернувшийся клубочком звереныш дремлет, навострив ушки.




На выставке я впервые увидела рисунки Ватто с изображением экзотических персонажей. Вот мощный и решительный перс из посольской делегации, которая прибыла в феврале 1715 года в Париж:



http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-25-12330.jpg

Один из разделов выставки был посвящен изображению простых людей: савояров, бродячих музыкантов - странников по дорогам жизни. Это пронзительные листы. Художник, который известен больше всего как мастер «галантных празднеств», был сыном кровельщика из Валансьена. А еще он был скитальцем, холостяком, жил то у покровителей, то у друзей… Рисунок раздвигает жанровые границы, рассказывает о художнике подчас больше, чем его живописные композиции. Ведь создается он в первую очередь для себя.



http://www.artic.edu/aic/collections/citi/images/standard/WebLarge/WebImg_000115/3871_1163863.jpg

Другая тема выставки - обнаженная натура. Художнику интересно как одевается или раздевается женщина. Дега потом сделает наблюдение за женщиной через замочную скважину темой своих многочисленных пастелей. Но Ватто его явно опередил. Вот очаровательная модель натягивает чулки:



http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-65-12326.jpg

А в этом рисунке, где превалируют плавные линии и мягкая растушевка, она поглаживает пятку:



http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-79-12583.jpg

Рисунок, который особенно внимательно рассматривали посетители выставки, был значительно смелее пастелей Дега. На нем изображено, как прекрасной даме ставят клизму:




Еще один забавный рисунок: девушка с корзиной сидит в очень неудобной позе. Дело в том, что в мифологической картине она будет восседать на облаке:




Разглядывая фрагмент, понимаешь, насколько честным был художник. Набрасывая свободными быстрыми линиями тело, он, чуть более тщательно промоделировал лицо и передал усталость модели:




Под занавес - один из лучших рисунков выставки. Женщина на качелях. Разглядывая спину, просто ощущаешь темп работы художника. Свободные, небрежные штрихи передают все: и шуршание шелкового платья, и легкий испуг дамы:




Эта зарисовка превратилась в самостоятельное произведение. В отличие от большинства подготовительных рисунков Ватто, набросок не соседствует на листе с другими этюдами. В рисунке важна не только фигура. Поверхность бумаги обрела глубину и превратилась в безграничное пространство. И робость дамы - это наш неизбывный страх перед неизведанным…




Рисунки без ссылок из каталога: "Watteau: The Drawings", 12 March - 5 June 2011, Royal Academy of Arts, London.

выставка, Ватто

Previous post Next post
Up