Выставка "Группа 13. В переулках эпохи"

Mar 02, 2024 16:00





Выставка в Музее русского импрессионизма посвящена творчеству московской группы «13» (1929-1931) - творческого объединения, вдохнувшего новую жизнь в документальный рисунок, станковую картину, книжную и журнальную графику. Костяк группы сложился в редакции железнодорожной газеты «Гудок» в беседах трех иллюстраторов - Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана. На излете 1920-х им пришла идея поэтически переосмыслить торопливый городской скетч, придать натурной графике глубину произведений старых европейских мастеров и блеск французского искусства начала ХХ века.

Для списка именно в 13 человек Кузьмин, Милашевский и Даран организовали просмотр работ недавних вхутемасовцев с выставки группы «Рост» (1928-1930), отобрав самые свободные и виртуозные рисунки, близкие общей установке на темп. Приглашены были Татьяна Лебедева (Маврина), Борис Рыбченков, Лев Зевин, Михаил Недбайло и сестры Нина и Надежда Кашины, а кроме них-ленинградцы Юрий Юркун и Ольга Гильдебрандт, а также саратовец Валентин Юстицкий. Группа вполне могла добиться международного признания: в 1929-1930-х рисунки «Тринадцати» с успехом выставлялись на советских экспозициях в Дании, Голландии, Латвии, Швейцарии и США.



В шуме своего времени группа «13» стала перекрестком нескольких стилевых эпох и встречей трех художественных столиц - Москвы, Ленинграда и Саратова. Карандашом и пером, спичкой или палочкой, тушью и акварелью участники группы спешили фиксировать работающих в полях крестьян, свет и воздух парков и скверов, первые трамваи и автомобили на улицах городов, людскую сутолоку на площадях и вокзалах, чтобы вечером собраться за столом и дать оценку работе друг друга.



Рисунки "тринадцати". Группа «13» открыла свою первую выставку в феврале 1929 года в московском Доме печати на Никитском бульваре, 8 (сегодня это Центральный дом журналиста). Рисунки висели в несколько рядов, каталог и афишу печатали на собственные деньги. Независимое и ясно продуманное выступление графиков, организованное без государственных субсидий, вызвало интерес и оживление у публики. Удивляло острое название-цифра: то ли отсылка к «Истории тринадцати» Оноре де Бальзака, то ли футуристическое коленце, но в целом - вызывающе нечетное число в названии небольшой группы в век коллективизма!



Сергей Расторгуев. Набережная реки Москвы, конец 1920-х. Холст, масло. ГРМ



Нина Кашина. На пляже. Белокурая, 1927. Бумага, акварель. ГТГ



Юрий Юркун. Пара, 1931. Бумага, карандаш. ГЛММ Анны Ахматовой. Дама с кавалерами. 1934. Бумага, акварель, карандаши. ГРМ
Ольга Гильдебрандт. Парусники, 1929. Бумага, акварель. Собрание Михаила Сеславинского, Москва. Экзотический пейзаж, 1920-1930-е. Бумага, акварель. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва



Антонина Сафронова. Набережная, около 1931. Бумага, акварель. Частное собрание

В 1930 году участники группы обсуждали вторую выставку, но в группе произошёл раскол и часть художников покинула группу, и хотя уже был напечатан каталог выставки, она не состоялась.



Борис Рыбченков. Окраина. 1933. Бумага, гуашь, тушь, перо. ГРМ



Даниил Даран. Циркачи, 1932. Бумага, акварель, тушь. Собрание Александра Чапкина, Москва



Владимир Милашевский. Коломна. Мост через Москву-реку, 1929. Бумага, акварель, тушь, перо, спичка. Собрание Романа Бабичева, Москва



Владимир Милашевский. Алупка, 1932. Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо, спичка. Собрание Романа Бабичева, Москва



Владимир Милашевский. Эльза и художник Иванов, 1922. Бумага, акварель. Собрание Алексея Савинова, Москва



Юрий Юркун. Гимнастка, 1930-е. Бумага, графитный карандаш, акварель. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва



Ольга Гильденбрандт. Из серии «Дамы в парке». 1930-1950-е. Бумага, акварель. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва






Николай Кузьмин. 1929. Бумага, акварель. ГТГ



Николай Кузьмин. Арбатская площадь. 1929. Бумага, акварель. Собрание А. Шелудченко, Москва





Николай Кузьмин. В парке. - Садовое кольцо. 1939. Бумага, акварель, гуашь. Собрание М. Сеславинского, Москва



Николай Кузьмин. На Цветном бульваре после дождя. 1939. Бумага, акварель, гуашь. Собрание М. Сеславинского, Москва



Слева - направо. Ольга Гильденбрандт. Прогулка, 1935. Бумага, акварель, карандаш. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва. Татьяна Маврина. Портрет Ольги Гильденбрандт (Обнаженная у зеркала с веером), 1939. Бумага, акварель. Собрание А. Шелудченко, Москва.
Антонина Софронова. Портрет женщины в шляпе (Портрет Ольги Гильденбрандт), 1930-е. Бумага, уголь. Государственное музейное объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельск



Татьяна Маврина. Сухарева башня, 1930. Холст, масло. Собрание А. Шелудченко, Москва



Татьяна Маврина, Калужницы, 1939. Холст, масло. Собрание А. Шелудченко, Москва



Татьяна Маврина: Обнаженная (Портрет Ольги Гильденбрандт). 1937. Холст, масло. ГРМ



Работы Татьяны Мавриной



Татьяна Маврина: На Самотеке. Прохожие. Оба: 1939. Бумага, акварель. Собрание М. Сеславинского, Москва



Работы Татьяны Мавриной

В 1930-1940-х диалог «Тринадцати» переместился в сферу книжной иллюстрации, а в 1960-х продолжился в сборниках воспоминаний.











Антонина Софронова. Эскизы обложки книги Анатоля Гидаша "Колонии кричат", 1930-е. Бумага, акварель. Собрание Юрия Петухова, Москва



Валентин Юстицкий. Владимир Маяковский, 1937. Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо. Саратовский музей им. А.Н. Радищева

«Тринадцать» были группой интеллектуалов и ценителей быстрого рисунка: бег живой линии они ставили выше законченной академической формы и конструктивистского монтажа, а к политике относились скептически. Но что важнее - «Тринадцать» отстаивали право художника самому определять свое место в обществе, утвердив собственный цех наблюдателей и летописцев эпохи. Для вхутемасовцев, воспитанных в духе коллективизма, такой уровень независимости был вызовом. Вот почему уже вторая экспозиция группы «13» обернулась конфликтом старших и младших участников, а третья выставка «Тринадцати» была усилена картинами недавних авангардистов: Давида Бурлюка, Антонины Софроновой, Александра Древина и Надежды Удальцовой. Так всего участниками группы стал 21 художник, каждый из которых по-своему развивал идею «стиля 13-ти» - темпового рисунка, живописного городского пейзажа и сценок повседневной жизни. Последняя, третья, выставка «Тринадцати» была разгромлена «пролетарской критикой»: в прессе звучали обвинения в аполитичности, буржуазности и индивидуализме. В 1931-м группа распалась, но дружба бывших «Тринадцати», их переписка, совместная работа и обмен идеями продолжались вплоть до 1970-х годов.



На выставке можно увидеть не только графику, но и живопись «Тринадцати» разных лет. Эта часть многолетней работы художников «в стол», скрытая от советского зрителя, впервые экспонируется в диалоге с их любимыми французскими мастерами.



Источники информации - www.rusimp.su, кураторский текст на стендах и этикетаж
Продолжение:
I. Картины тринадцати. У себя дома
II. "В переулках эпохи". В послевоенные годы

тематическое, выставка, авангард

Previous post Next post
Up