Выставка Ольги Розановой в ГЭС-2

Jan 06, 2024 12:57




Экспозиция "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Дом культуры ГЭС-2

В ГЭС-2 проходит интересная и эффектная выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой». Творчество яркой фигуры русского авангарда Ольги Владимировны Розановой (1886-1918) представлено её работами и резонансными произведениями художниц последующих поколений, вступающими в диалог. Кураторы не придерживались ретроспективной развески, а сгруппировали работы в четырех пространствах, каждое из которых назвали строкой из стихов Розановой: «Хрустящий в волосах колышется бант», «Черные тумбы оцепенения», «Хрусталь неба в воздетом пространстве», «Гиенно».
Около полусотни картин, а еще книги и книжную графику собрали из 18 российских музеев. В таком количестве живопись Розановой, относящуюся к разным периодам ее творчества, в Москве давно не показывали. «Зеленую полосу» Ольги Розановой и ее холсты из Слободского музейно-выставочного центра можно будет увидеть до 28 марта.



Экспозиция "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Дом культуры ГЭС-2

Творческий путь Ольги Розановой продлился около восьми лет и трагически оборвался, когда ей было всего 32 года - она заразилась дифтеритом и умерла.
За такой короткий период в искусстве Ольга Розанова успела на удивление много. Приехала из Владимирской губернии учиться живописи в Москву в 1905-м, а уже через четыре года стала активной участницей Союза молодежи, где сконцентрировался будущий цвет русского авангарда. Она писала не только футуристические картины, но и заумные стихи и манифесты, изобретала новые способы производства художественного «продукта», в частности новаторские книги вместе со своим партнером Алексеем Крученых. Свое изобретение в живописи она назвала «светописью», и самым знаменитым её воплощением стала «Зеленая полоса» (1917-1918). Этой картине выделено особое пространство в экспозиции: большая белая стена в глубине просторного зала.



Галина Андреева. Зеленая колонна 1. 2023. Создано по заказу ДК ГЭС-2

«Зеленую полосу» сравнивают с «Черным квадратом» Малевича: и то, и другое - символы стремления к отказу от всех привычных составляющих художественной композиции. Но Малевич оставляет хотя бы геометрическую форму, Розанова же обходится и без этого, зато гораздо тоньше работает с цветом. У нее вовсе не сплошной тон, но переливающийся, вибрирующий, меняющий плотность оттенок. И здесь напрашивается другая параллель: с американским абстракционистом Барнеттом Ньюманом, который пришел к тому же лишь через три десятилетия после Розановой и уже во второй половине века бесконечно писал вертикальные полосы различных цветов.



Ольга Розанова. Зелёная полоса. 1917. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Хрустящий в волосах колышется бант
В ранних работах Розановой присутствуют следы неопримитивизма, неоимпрессионизма, фовизма, итальянского футуризма. Городские пейзажи, натюрморты и портреты этих лет отличает насыщенная предметность и обострённое чувство цвета.



Одно из центральных полотен выставки - "Портрет сестры", где героиня лежит на кушетке, обращая к зрителю вызывающий и открытый взгляд. Ваза с цветами напоминает натюрморты Розановой того же времени.



Ольга Розанова. Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой. 1912. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств



Ольга Розанова. Городской пейзаж с извозчиком. 1910. Холст, масло. ГРМ



Ольга Розанова. Красный дом. 1910. Холст, масло. ГРМ



Ольга Розанова. Ресторан. 1911. Холст, масло. ГРМ



Ольга Розанова. Кузница. 1912. Холст, масло. ГРМ



Ольга Розанова. В кафе. 1912-1913. Холст, масло. ГРМ



Ольга Розанова. Голубая ваза с цветами. 1912-1913. Холст, масло. ГРМ



Ольга Розанова. Натюрморт. 1913. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.



Ольга Розанова. Натюрморт (Розовые цветы). 1913. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Гиенно
Творческий тандем Ольги Розановой и поэта Алексея Кручёных сложился в 1913 году и продлился до её смерти в 1918-м. Ей довелось оформить многие из его футуристических книг. в этих изданиях тиражность сочеталась с рукотворностью - линогравюры и литографии с текстом и иллюстрациями. Розанова часто раскрашивала от руки, но порой и сама печать осуществлялась вручную наборными штампами. Книги были настоящей лабораторией, где испытывались многие экспериментальные догадки, нашедшие позднее выражение в живописи.



Ольга Розанова. Бубновая дама. Около 1915. Нижегородский государственный художественный музей. Валет червей. 1912-1915. Слободской музейно-выставочный центр. Четыре туза. Одновременное изображение. 1913-1914. ГРМ. Холст, масло







Чёрные тумбы оцепенения
Манифест "Союза молодёжи", написанный Розановой в марте 1913 года, провозглашает наивысшей и безоговорочной ценностью обновление искусства. В кубофутуристических картинах 1913-1914 годов ощущается желание применить на практике собственные теоретические разработки, созвучные положениям итальянского футуризма.



В индустриальных пейзажах Розановой передано непосредственное созерцание города, мелькание уличных огней, фабричный дым, крыши домов, газетные вырезки, куски обоев.



Ольга Розанова. Город. 1913. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей





Ольга Розанова. Пивная. 1914 (?). Холст, масло. Костромской музей-заповедник



Ольга Розанова. Метроном, 1914-1915. ГТГ

При этом в живописных работах 1915-1916 годов  движение замирает, время останавливается. изображение пока ещё не уходит в беспредметность и сохраняет свою материальную отчётливость.



Ольга Розанова. Натюрморт. Комната. 1915. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко



Ольга Розанова. Письменный стол. 1915. Холст, масло. ГРМ



Ольга Розанова. Натюрморт (Футуристическая композиция), 1915. Холст, масло. ГРМ



Ольга Розанова. Сон игрока (Часы и карты). 1916. Холст, масло. Самарский областной художественный музей



Анна Кондратьева. Ускользающая красота, 2023. Создано по заказу ДК ГЭС-2



«Лианозовская группа» (конец 1950-х-середина 1970-х), куда в том числе входили две участницы выставки - Ольга Потапова (1892-1971) и Лидия Мастеркова (1927-2008), была содружеством близких по духу художников и поэтов. Они вели поиски нового, которые для многих были связаны с беспредметным искусством. Работы Мастерковой, собранные в этом разделе, преодолели ещё сохраняющуюся у Розановой фигуративность. На связь этих абстрактных изображений с предметами и явлениями намекают лишь названия полотен.





Лидия Мастеркова: Собор. 1966. Холст, масло, парча, коллаж. Собрание Е. Нутовича.



Лидия Мастеркова: Композиция с черным кружевом. 1967. Холст, масло, кружево. Музей AZ.



Лидия Мастеркова. Композиция. 1965. Частное собрание



Лидия Мастеркова. Рыба. Коллаж из ткани. 1960-е. Музей AZ



Лидия Мастеркова. Композиция, 1964. Музей AZ

Хрусталь неба в воздетом пространстве
Начиная с 1917 года Розанова примыкает к возникшей двумя годами раньше группе Казимира Малевича "Супремус" и создаёт множество беспредметных композиций. В этих работах форма творится непосредственно на холсте, не имея уже никакого реального прообраза. Работы этого периода чрезвычайно многоцветны, контрастны, ритмически богаты. В последние годы жизни Ольга Розанова вырабатывает собственное новаторское направление в беспредметной живописи, которое принято называть цветописью или преображённым колоритом. Незадолго до смерти Розанова вынашивала замысел праздничной иллюминации Москвы к первой годовщине Октябрьской революции с помощью прожекторов, пронзающих цветными лучами воздух. Цвету предстояло вырваться за пределы станковой живописи и озарить собою сам город.





Ольга Розанова. Беспредметная композиция. 1916. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. - Беспредметная композиция. Около 1916. ГРМ. Обе: Холст, масло



Ольга Розанова. Беспредметная композиция. Около 1916. ГРМ. Обе: Холст, масло



Композиция. 1916-1918. Нижнетагильский музей изобразительных искусств



Ольга Розанова. Беспредметная композиция, 1917



Цветовая композиция. Не позднее 1918. Тюменское музейно-просветительское объединение. Все: Холст, масло

Примечательно, что именно с абстракции начиналось советское неофициальное искусство. Интерес подогревали международные фестивали и выставки в Москве в конце 1950-х годов, где были показаны работы Пабло Пикассо, Марка Ротко, Джексона Поллока и других западных мэтров. Тогда же советские художники столкнулись с русским авангардом в музейных запасниках и у частных коллекционеров, включая Георгия Костаки (1913-1990), чье увлечение мастерами первой четверти ХХ века началось именно с Розановой. Абстрактное искусство воспринималось в годы оттепели как противоположность соцреализму, как символ свободы, художественной и социальной.





Ольга Потапова: Голубая композиция. 1962. Картон, масло. Собрание Е. Нутовича

В Ленинграде одним из важных очагов развития абстрактного искусства в русле духовных поисков была «домашняя академия» Татьяны Глебовой (1900-1985) и ее мужа Владимира Стерлигова (1904-1973).


Татьяна Глебова: Без названия. 1975. Картон, масло. Московский музей современного искусства



Татьяна Глебова: Здесь кто-то прошёл (Одна из тонких реалий пространства). 1973. Холст, масло. Музей Органической культуры, Коломна

Современные художницы, чьи работы собраны в этом проекте, продолжают формальные поиски, начатые Ольгой Розановой и ее открытиями.



Анна Титова.YHBHS. 2011. Иза Генцкен. Красно-чёрно-жёлтый эллипсоид, 1981.  Коллекция фонда V-A-C



Белла Покрова. Колыбельки, 2023. Собственность автора



Александра Галкина. Помада. 2009. Коллекция Газпромбанка

Связь искусства Розановой с произведениями художниц, работавших в стиле нонконформистов, и художниц позднейших поколений держится на отголосках, отражениях и резонансах. Выставочный проект предлагает обнаружить созвучия и параллели между разными временами и жанрами, между живописью и поэзией - неслучайно строки из стихотворений Розановой дали названия как самой выставке, так и ее разделам.





Источники информации - Буклет выставки, кураторский текст на стендах и этикетаж

тематическое, выставка, авангард

Previous post Next post
Up