Дама на скамейке

Jul 01, 2023 15:24

В 2010 году в Плёсе на набережной появился памятник "Дачница".
Своего рода открытие Плёса сделал в 1888 году Левитан с Софьей Петровной Кувшинниковой и А.С. Степановым, тоже художником.
Сначала Плёс облюбовали, вслед за Левитаном, другие художники и творческая богема.
А потом Плёс полюбился не только богеме, его облюбовали для летнего отдыха городские жители - дачники.

Но скульптура "Дачница" на набережной не стала собирательным образом всех дачниц, здесь обитавших.
"Дачнице" сразу стали искать прототип.


 


А поскольку Софья Петровна Кувшинникова - самая известная из всех приезжавших сюда женщин,
то легкомысленные путеводители быстренько сделали прототипом именно её.

Портрет Кувшинниковой, Левитан, 1888 год:




Однако, между этой молодой женщиной на скамейке и Кувшинниковой мало сходства.
Во-первых, Софье Петровне было уже 40 с хвостиком, чего не скажешь о даме на скамейке,
во-вторых, в ней совсем не чувствуется её мощный характер.

Как он чувствуется, например, на портрете Кувшинниковой в красном (худ. А.С. Степанов):




Между тем, в Плёсе тех годов была ещё одна женщина, чья судьба оказалась тесно связанной с Левитаном и Софьей Петровной.
Это Анна Александровна Грошева.
Молодая красивая женщина, жена местного купца-старообрядца, недавно переселившегося в Плёс.
Муж молодой, предприимчивый, торговля хорошо шла, и достаток в доме тоже был хороший.
Но полновластной хозяйкой в доме была мать мужа - не терпящая возражений свекровь...

Словом, чистой воды "Гроза" Островского,
хоть и прошло с тех пор, когда Катерина - в Волгу - почти 30 лет.
Но Анна Грошева пошла другим путём, вернее, поплыла на пароходе.
Сбежала и от мужа с его вечными счетами в лавке и главное - от ненавистной свекрови.

Решающую роль в этом побеге сыграло знакомство с Софьей Петровной и Левитаном.

Слово Софье Петровне.
"Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки.
Мятущаяся ее душа изнывала под гнетом тяжелой семейной жизни, и, случайно познакомившись с нами,
она нашла в нас отклик многому из того, что бродило в ее душе.

Невольно мы очень сдружились, и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи,
нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать.
Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице,
а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком.."



Как сложилась судьба Анны Александровны Грошевой в Москве, доподлинно неизвестно.
По слухам, она поступала в театр, но ненадолго.
Кто-то сообщал в городе, что пошла она по кривой дорожке,
ну, смотря что считать кривой дорожкой, наверняка, в среде староверов театр - дорожка кривее некуда...

В музее Художественного театра хранится "Женский портрет",
приблизительно начала 1890-х годов, написанный углем.



Приписывался Левитану, хоть и написан совсем не в свойственной ему манере.
Но, поскольку так и не удалось установить, кто на портрете, авторство Левитана больше ему не приписывается.

А народная молва сразу соединила этот портрет и Анну Грошеву.
Особенно после выхода в свет романа "Развиватели", автор Георгий Тихонович Полилов (Северцев-Полилов).
Развиватели - это Левитан и Софья Петровна, хоть и под другими фамилиями;
если очень коротко - это они смутили девичий покой и она сбежала от мужа.

Опубликован был роман после смерти Левитана, посвящён Чехову,
прототипом художницы Хрустальниковой в "Развивателях" стала Софья Петровна.
И в Хрустальниковой очень много схожего с чеховской попрыгуньей...

Женский портрет - из Сети
    Фото "Дачницы" мои

Левитан, портрет, художник, загадка, скульптура

Previous post Next post
Up