Выставка графики Питера Брейгеля Старшего в Альбертине

May 12, 2023 18:10


Искусственные параллели по средам



Питер Брейгель Старший. Художник и знаток. Альбертина, Вена

В Венской Альбертине до 24 мая проходит выставка графики Питера Брейгеля Старшего и художников его эпохи. Экспозиция "Брейгель и его время" включает знаменитые шедевры Брейгеля среди произведений великих голландских и фламандских художников XVI века, всего около 90 работ. Проведены параллели между Брейгелем и его великими предшественниками Босхом и Дюрером. Также представлены рисунки таких художников, как Ян де Бир, Маартен ван Хемскерк, Джейкоб Савери и Хендрик Гольциус.
Питер Брейгель Старший, или Мужицкий (около 1525-1569) - важнейший фламандский художник позднего Возрождения и самый известный из всех Брейгелей. Он жил и работал в Антверпене, а затем в Брюсселе, где и был похоронен. Брейгель прославился своими пейзажами и жанровыми картинами со множеством персонажей. Кроме того, он оставил значительное графическое наследие. Жизнь художника до сих пор остаётся загадкой, хотя работы его хорошо известны. Он творил в годы сложных политических, религиозных и социальных преобразований, что отразилось в его творчестве. В своих рисунках Брейгель сатирически изображал реалии своего времени, людей, их слабости и пороки. Ещё при жизни художника современники ценили его рисунки, многие из которых позже широко распространялись как шаблоны для гравюр на меди. Считается, что количество гравюр Брейгеля Старшего приближается к сотне. Имя Брейгеля связано с именем издателя Иеронима Кока, чье издательство в Антверпене "У четырех ветров" создавало гравюры на самые разные темы, от притч до пейзажей. Их сотрудничество продолжалось до смерти художника. В Нидерландах в то время были очень популярны рисунки и гравюры в стиле Иеронима Босха. В период между 1555 и 1563 годами Брейгель создал более сорока рисунков для гравюр, а его работа "Большая рыба пожирает маленьких" была ошибочно приписана Босху.



Питер Брейгель Старший. Большая рыба пожирает маленьких, 1556. Альбертина, Вена.



Питер Брейгель Старший. Альпийский пейзаж с охотниками на зайцев, 1556. Альбертина, Вена



Питер Брейгель Старший. Ярмарка святого Георгия, 1559. Альбертина, Вена



Питер Брейгель Старший. Весна, 1565. Альбертина, Вена



Питер Брейгель Старший. Лето , 1568. Гамбург

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нём, делают Питера Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Большой популярностью пользовалась выполненная Брейгелем серия рисунков, называвшаяся "Семь смертных грехов". Гравюры этого цикла получили широкую известность далеко за пределами Нидерландов. Многие художники копировали "Семь смертных грехов", использовали их мотивы и образы в своих работах.
В центре композиции изображена лежащая на осле женщина, ниже её подпись "Лень" (Desidia), то есть это персонификация порока. Подушку женщине поддерживает чёрт, что символизирует нидерландскую пословицу "Лень - подушка черта". Игральные кости относятся к убивающим время в таверне, о лени напоминают и часы без стрелок, многие мотивы остаются загадкой.



Питер Брейгель Старший. Серия "Семь смертных грехов". Лень, 1557



Питер Брейгель Старший. Сошествие Христа в ад, 1561. Альбертина, Вена



Иероним Босх. Человек-дерево, 1500. Альбертина, Вена



Альбрехт Дюрер. Руки молящегося, 1508. Альбертина, Вена.

Джейкоб Савери (1566-1603)  - фламандский художник, обучался в Антверпене, а после 1584 года переехал в Голландскую республику, специализировался на натюрмортах, животных, пейзажах и жанровых картинах.



Джейкоб Савери И. Зимний пейзаж около Амстердама, 1600-1603. Музей Альбертина.

Хендрик Гольциус (1558-1617) - выдающийся художник нидерландского маньеризма, живописец, рисовальщик и гравёр, мастер резцовой гравюры на меди, один из основателей харлемской Академии художеств. Более всего Хендрик Гольциус известен как виртуозный мастер резцовой гравюры на меди. Гравюры Гольциуса впечатляют высоким уровнем техники штриха, качеством моделировки объёмов и чувством формы, воспринятым у итальянских художников.



Хендрик Гольциус. Автопортрет, 1590-1592. Graphische Sammlung Albertina, Vienna

Нидерландский живописец и рисовальщик Ян де Бир (1475-1528) поступил в Антверпене в гильдию Св. Луки, стал мастером в 1504 году. Он считается одним из самых талантливых маньеристов Антверпена, работающих в 1500-1530 гг.).



Ян де Бир. Бракосочетание Богородицы, 1515-1520. Музей Альбертина, Вена

Источник информации:  www.albertina.at , www.artmajeur.com

выставка, Брейгель

Previous post Next post
Up