Итак, в марте 1873 года в Петербурге была Академическая выставка русских художников,
которую потом собирались отправлять на Всемирную выставку в Вену.
На эту выставку и отправился Фёдор Михайлович Достоевский, чтобы написать репортаж для журнала "Гражданин", с которым он тогда сотрудничал.
Про то, как Достоевский увидел репинских "Бурлаков", было в посте
Бурлачат себе, не думая о социальном своём положении .
Достоевский вообще ходил по той выставке, рассуждая, насколько наши живописцы будут понятны зарубежным зрителям...
Вот он подошёл к картине "Охотники на привале", Перов В.Г.(1833-1882), 1871 год.
"..Не думаю, чтобы поняли, например, Перова, "Охотников".
Я нарочно назначаю одну из понятнейших картин нашего национального жанра.
Картина давно уже всем известна: "Охотники на привале"; один горячо и зазнамо врёт,
другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся...
Что за прелесть! Конечно, растолковать - так поймут и немцы,
но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врёт он по-русски.
Мы ведь почти слышим и знаем, об чём он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства.
Я уверен, что если бы г-н Перов ( и он наверно бы смог это сделать) изобразил французских или немецких охотников (конечно, по-другому и в других лицах),
то мы, русские, поняли бы и немецкое и французское враньё, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличиями,
и слог и тему вранья, угадали бы всё только смотря на картину.
Ну а немец, как ни напрягайся, а нашего русского вранья не поймёт.
Конечно, небольшой ему в том убыток, да и нам опять-таки, может быть, это и выгоднее;
но зато и картину не вполне поймёт, а стало быть, и не оценит как следует;
ну а уж это жаль, потому что мы едем, чтобы нас похвалили"
--------------
Ну и накаркал как в воду глядел Фёдор Михайлович - ничего не получил Перов на этой выставке в Вене, никаких наград.
Не были отмечены ни "Охотники на привале", ни ещё одна перовская картина, которую возили в Вену - "Рыболов".
Не поняли там нашего национального жанра...
Ну а это единственный прижизненный портрет Достоевского,
написанный Перовым по заказу П.Третьякова для галереи, 1872 год.
Достоевский тогда как раз работал над "Бесами", не до портретов ему было - жена уговорила, за что ей большое спасибо:
Иллюстрации картин из своб. источников Сети