Выставка "Петров-Водкин. Ломакина. Стихия Крым"

May 04, 2023 17:09




Большой выставочный проект в "Музее Москвы" особенно интересен тем, что собрал в одном месте масштабную экспозицию произведений Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина и его лучшей ученицы Марии Владимировны Ломакиной. Живописные произведения, документы, письма предоставили Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Псковский музей-заповедник, Дом-музей Максимилиана Волошина, Севастопольский художественный музей имени Крошицкого, Симферопольский художественный музей. Также в выставке участвуют музеи Астрахани, Белгорода, Вологды, Вятки, Кирова, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Саратова, Тулы, Автономного Ханты-Мансийского округа и частные галереи. Нам предоставлена уникальная возможность до 13 июня увидеть всё это богатство вместе, не разъезжая по городам и весям России.

Экспозиция выставки "ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым" поделена на две части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки учителя и ученицы разных лет, выстраивающие тематические или живописные параллели. В том числе работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок, и в Загорске (Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда - это этапы становления Ломакиной как художника. Мария Ломакина став продолжателем идей Петрова-Водкина, искала в окружающем пространстве гармонию и красоту, но всё же основным жанром для художницы стал пейзаж.



Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожника. Первые детские впечатления - уютный городок, раскинувшийся на зеленых холмах, Волга, сверкающая в лучах солнца под бледно-голубым небом - заложили основы его художественного мировосприятия. Знакомство со старообрядческой иконой и работой хвалынских монахов-иконописцев подвигло на первые самостоятельные пробы. Спустя годы художник метафорически воплотит образ Архангела Михаила верхом на крылатом коне в картине "Купание красного коня". Алый конь станет одним из знаковых творений эпохи. А пока до подлинного мастерства и признания предстоял долгий путь: постижение основ в классах самарского художника Ф. Бурова, учеба у барона Штиглица, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, заграничные поездки и знакомство с лучшими образцами мирового искусства.



Архангел Михаил - грозных сил воевода России. Ветка. Конец XVIII - начало XIX вв. Дерево, левкас, темпера. ГИМ



К.С. Петров-Водкин. Лошадь в упряжке, 1890-е. Холст, наклеенный на картон, масло. Двое в лодке, 1896. Холст, масло





К.С. Петров-Водкин. Семья, 1902. Хост, масло. Научно-исследовательский музей при РАХ



К.С. Петров-Водкин. Вид музея Клюни в Париже, 1908. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург





К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Холст, масло. ГРМ



К.С. Петров-Водкин. Портрет жены художника Марии Фёдоровны Петровой-Водкиной, 1913. Холст, масло. ГТГ



К.С. Петров-Водкин К.С. Автопортрет с женой и дочерью. 1936-1937. Государственный художественный музей ХМАО-Югры



К.С. Петров-Водкин. Самарканд. На берегу пруда. Из "Самаркандской серии", 1921. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Петров-Водкин более двадцати лет посвятил педагогической деятельности: до революции руководил частной художественной школой Елизаветы Званцевой, затем, в 1918 году, был избран на должность профессора Академии художеств. После революции он занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, разрабатывал новую программу обучения живописи, читал лекции, вел свою мастерскую. Школа Кузьмы Петрова-Водкина в 1920-1930-е годы была одной из самых многочисленных. Круг мастера охватывал несколько сот прямых и косвенных учеников, последователей и соратников. Список имен постоянно расширяется по мере выявления их культурного наследия. Одной из самых одаренных учениц Петрова-Водкина была Мария Владимировна Ломакина - уроженка Крымского полуострова. Их встреча состоялась ровно сто лет назад в 1923 году в Петрограде. Обучаясь в мастерской Петрова-Водкина, художница не только овладела исполнительской техникой и композиционными приемами Учителя, но и выработала собственный неповторимый стиль.



Петров-Водкин никогда не довлел над своими учениками, в отличие от Малевича или Филонова, требовавших неукоснительного следования их стилю. У Кузьмы Сергеевича все проходили одинаковое обучение - выполняли растяжку цвета, писали натюрморты на наклонных плоскостях, но при этом каждый выбирал свой путь: кто-то занимался книжной графикой, кто-то становился театральным художником. Каждого из его последователей отличала индивидуальная творческая манера. Несмотря на то что авторитет Петрова-Водкина был непререкаем, в мастерской между ним и учениками выстраивались теплые дружеские отношения, которые нередко перерастали в профессиональную дружбу. В дневниках Марии Ломакиной можно встретить такую запись: "Кузьму сегодня видела. Люблю старого чорта. Собирается меня на графику вытаскивать… В общем все неплохо обстоит. Особо Кузьму видеть приятно..."



М.В. Ломакина. Автопортрет в розовой косынке. 1928. Холст, масло. ГРМ



М.В. Ломакина. Семья резчика-игрушечника, между 1929 и 1931. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург. Спящая. Портрет матери Марии Матвеевны Ломакиной, 1929-1930. Холст, масло





М.В. Ломакина. Уголок Загорской лавры, 1938. Вологодская картинная галерея. Зосимовская церковь XVII века, 1945. Рябинка, 1946. Холст, масло. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник



М.В. Ломакина  Портрет скульптора А.В. Петрова. Между 1923-1927.Холст, масло. ГРМ







К.С. Петров-Водкин К.С. Натюрморт на зеленом фоне. 1924. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого



К.С. Петров-Водкин. Натюрморт (Фрукты). 1934. Холст, масло. Симферопольский художественный музей





К.С. Петров-Водкин К.С. Свеча и графин. 1918. Холст, масло. ГТГ



К.С. Петров-Водкин К.С. Виноград и яблоко. 1921. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея





М.В. Ломакина. Желтые лилии. Санкт-Петербург. 1920-е. Вологодская областная картинная галерея



М.В. Ломакина. Натюрморт с зеркалом, 1920. Холст, масло. Собрание «Галеев-Галереи», Москва





М.В. Ломакина. Портрет Ирины Бологовской. На обороте - Бутыль на наклонной плоскости, середина 1920-х. Холст, масло





К.С. Петров-Водкин. После боя, 1923. Холст, масло. Центральный музей Вооружённых сил РФ





К.С. Петров-Водкин. Турецкая женщина. Айша, 1907. Бумага, графитовый карандаш, акварель. Пермская художественная галерея



М.В. Ломакина. Курсистка (Крымский совхоз им. Аэрофлота), 1934. Холст, масло. Богородский художественный музей



К.С. Петров-Водкин. Портрет Рии (Портрет А.А. Холоповой). 1915. Холст, масло. Вятский художественный музей им. Васнецовых



К.С. Петров-Водкин. Кадуша, 1907. Холст, масло. Краснодарский художественный музей им. Ф.А. Коваленко







М.В. Ломакина. Женский портрет, 1930-е. Холст, масло. ГТГ



М.В. Ломакина. Работница, 1927. Холст, масло. Собрание "Галеев-Галерея", Москва



К.С. Петров-Водкин. Две, 1917. Холст, масло. Псковский объединённый музей-заповедник.



М.В. Ломакина. Юноша в шляпе, конец 1910-х-начало 1920-х. Бумага на картоне, масло. Собрание Галеев-Галерея, Москва







М.В. Ломакина. Полевые цветы из Долинки, 1946. Холст, масло. Музей Новый Иерусалим



М.В. Ломакина. Выезд в поле. Загорск. Больтная улица, 1954. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"



М.В. Ломакина. Лавра и Келарский пруд в первый заморозок. Загорск, вторая половина 1950-х. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"



М.В. Ломакина. Лодки на канале. Москва. 1955 (?). Холст, масло. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»



М.В. Ломакина. Натюрморт с гипсовой головкой, 1929. Белгородский художественный музей. Интерьер с Рыжиком и башмаками, 1959. Обе - Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"
В продолжении - Крым глазами Кузьмы Петрова-Водкина и Марии Ломакиной.
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

Петров-Водкин, выставка

Previous post Next post
Up