Искусственные параллели по средам
Витторе Карпаччо. Лев Святого Марка, 1516. Холст, масло. Fondazione Musei Civici di Venezia, Palazzo Ducale
Продолжим обзор самых интересных европейских выставок этой весны. Уже месяц в венецианском Дворце Дожей проходит грандиозная выставка "Витторе Карпаччо. Картины и рисунки" (с 18 марта по 18 июня). Произведения Карпаччо, прославляющие великолепную Венецию в момент её максимального экономического и культурного величия, представлены музеями, церквями, институтами и частными коллекциями Европы и Соединенных Штатов.
О самом Витторе Карпаччо (1460/1466-1525/1526) известно совсем немного - он был венецианцем и сыном торговца кожей Пьетро Скарпацца; учился, вероятнее всего, у Джентиле или Джованни Беллини. Известен он прежде всего живописными циклами, созданными для венецианских скуол - мирских братств.
Главной сенсацией выставки стало воссоединение двух частей произведения, разделенного при неизвестных обстоятельствах в конце XVIII века. "Две дамы" из музея Коррера наконец соединились с "Охотой в лагуне" из коллекции музея Гетти в Лос-Анджелесе. Небольшая работа, написанная Карпаччо приблизительно в 1496-1498 годах, на протяжении многих лет представляла собой загадку для искусствоведов, знатоков иконологии и реставраторов. Учёные написали тысячи страниц, пытаясь объяснить, кто эти таинственные дамы, почему картина выглядит будто обрезанной.
Витторе Карпаччо. Две дамы, ок.1492-1494. Дерево, масло. Музей Коррера. Венеция
Случайно найденная в Риме в 1944 году старинная доска с потемневшей живописью оказалась одной из недостающих частей "Двух венецианских дам".
Витторе Карпаччо. Охота в долине (лицевая сторона), ок. 1492-1494. Дерево, масло. Лос-Анжелес, Музей Дж. Пола Гетти
Сцена охоты в венецианской лагуне позволяет реконструировать пространство, в котором находятся изображённые Карпаччо женщины.
В картине "Размышление о Cтрастях Христовых" Витторе Карпаччо обратился к теме мистического переживания. Художник изобразил мертвого, с пробитыми ладонями, ступнями и раной в боку Христа, о страданиях которого размышляют святые Иероним и Иов. Иероним сидит, погруженный в себя, прижав руку к груди, Иов рассуждает вслух, положив ногу на ногу и жестикулируя. В картине заметно влияние как Андреа Мантеньи, так и Джованни Беллини с его любовью к созерцательному состоянию и сложной символике картин.
Витторе Карпаччо. Размышление о Страстях Христовых, ок. 1494-1496. Дерево, масло. Метрополитен-музей
История святой Урсулы - цикл картин Витторе Карпаччо, выполненный по заказу семьи Лоредан для скуолы святой Урсулы в Венеции. История жизни и мученичества Урсулы была одним из самых популярных сюжетов позднего средневековья. Изложенная в "Золотой легенде", она легла в основу множества произведений искусства. Карпаччо, вероятно, был знаком с итальянским переводом книги, напечатанным в Венеции в 1475 году. На одной из картин цикла - Урсуле во сне явился ангел, возвещая о её предстоящей мученической смерти, символом которой является пальмовый лист. Композиция с ангелом, напоминающая сцену Благовещения, говорит о небесной миссии Урсулы. Всё это происходит в уютной спальне венецианской патрицианки с высоким альковом, с диковинными растениями на окнах.
Витторе Карпаччо. Сон святой Урсулы, ок. 1500. Холст, масло. Галереи Академии, Венеция
Витторе Карпаччо. Дож Леонардо Лоредан, ок. 1501-1504. Дерево, масло. Fondazione Musei Civici de Venezia, Museo Correr
Скуола ди Сан-Джорджо-дельи-Скьявони была основана в 1451 году выходцами из Далмации, в основном моряками и ремесленниками славянского происхождения. В 1502 году Витторе Карпаччо получил от Скуолы заказ на несколько картин для украшения зала собраний братства Альберго. Сюжет картины "Видение святого Августина": Августин, ещё не зная о смерти Иеронима, решил написать ему письмо и задать некоторые вопросы богословского характера. Вдруг его келья озарилась сверхъестественным сиянием и раздался голос Иеронима, поведавший о том, что его душа рассталась с телом и теперь пребывает на Небесах. Затем он ответил на волновавшие Августина вопросы о Троице, зарождении и исхождении Сына от Отца, небесной иерархии и тому подобном. Карпаччо, вероятно, изобразил святого Августина в облике покойного кардинала Виссариона Никейского - покровителя Скуолы, основателя библиотеки Святого Марка и, скорее всего, единственного кардинала, носившего бороду в эту эпоху. Как выдающийся учёный своего времени, Виссарион был подходящей кандидатурой на роль Августина.
Витторе Карпаччо. Видение святого Августина, 1502. Холст, масло, темпера. Скуола Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, Венеция
Эффектна "Битва Святого Георгия с драконом", где предстающие на фоне каменистой пустыни, усыпанной останками жертв чудовища, прекрасный белокурый рыцарь, скачущий на вороном коне, и пронзенный его копьем крылатый дракон, как бы распластаны по поверхности полотна.
Витторе Карпаччо. Битва Святого Георгия с драконом, около 1507. Холст, масло, темпера. Скуола ди Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, Венеция
Ещё одна версия картины с некоторыми изменениями была создана Карпаччо в 1516 году для церкви Сан-Джорджо-Маджоре, где она хранится по сей день.
Витторе Карпаччо. Святой Георгий и дракон. Четыре сцены мученичества святого Георгия, 1516. Холст, масло. Церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция
История Марии - цикл из шести картин Витторе Карпаччо, был выполнен для Скуолы-дельи-Альбанези, основанной выходцами из Албании, в Венеции. Художник уже снискал признание циклом картин, посвященных святой Урсуле, и в это время трудился над украшением Скуолы дела Скьявоне, основанной славянскими выходцами из Далмации. Между албанской и далматинской диаспорами существовала своего рода конкуренция, и чтобы не отстать от конкурентов, албанцы тоже решили предложить заказ популярному художнику. Сейчас картины хранятся в нескольких музеях Италии.
Витторе Карпаччо. Рождество Богородицы, ок. 1502-1503. Холст, масло. Бергамо, Академия Каррары
Витторе Карпаччо. Введение Марии во храм, ок. 1502-1504. Холст, масло. Пинакотека Брера, Милан.
Витторе Карпаччо. Благовещение, 1504. Ка’ д’Оро, Галерея Джорджио Франкетти, Венеция
Витторе Карпаччо. Читающая Мадонна, ок. 1510. Холст, масло. Вашингтон. Национальная художественная галерея
Витторе Карпаччо. Бегство в Египет, 1516/1518. Дерево, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон, Коллекция Эндрю У. Меллона
На портрете - знатный венецианский рыцарь на фоне своего замка у моря. Художник с зоркостью натуралиста зарисовал каждое растение, каждый цветок, каждого зверя, обитающего в саду рыцаря. Таким образом, картина С одной стороны, даёт реальное изображение модели в реальной обстановке, а с другой - мечты рыцаря о странствиях и военных подвигах воплощены в образе всадника на чёрном коне.
Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь, 1510. Холст, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
В 1511 году, когда в Венецию вновь пришла чума, приору монастыря Сант-Антонио-ди-Кастелло явилось видение. Молясь в церкви, он увидел, как в неё входят десять тысяч мучеников Араратских. По средневековой легенде, эти римские воины во II веке приняли христианство, отказались служить императорам и приносить жертвы языческим богам, удалились на гору Арарат и были там распяты. Вскоре после видения мор прекратился, и Оттобони заказал художнику Витторе Карпаччо образ, который был призван запечатлеть это чудо.
Витторе Карпаччо. Явление десяти тысяч мучеников Араратских в церкви Сант-Антонио-ди-Кастелло, 1511. Галереи Академии, Венеция
Цикл картин Карпаччо, посвященный жизни святого Стефана, написан для "Скуола ди Санто Стефано" в Венеции.
Витторе Карпаччо. Рукоположение святого Стефана, 1511. Холст, масло. Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldergalerie,
Карпаччо изображает Стефана, облаченного в одежды дьякона XVI в. и проповедующего перед собранием внимательных слушателей. Он стоит на пьедестале античной статуи, что символизирует победу христианства над язычеством. Фигура с укрытым вуалью лицом позади группы сидящих женщин является христианской аллегорией, представлявшей иудаизм в виде женщины с повязкой на глазах, слепой и глухой к благой вести Евангелий; мужчины позади нее, скорее всего, члены совета еврейской общины, обвинившие Стефана в богохульстве. Восьмиугольный Баптистерий за спиной Стефана говорит о неминуемом торжестве христианства.
Витторе Карпаччо. Проповедь святого Стефана, 1514. Холст, масло. Париж, Лувр.
Molmenti and Ludwig. Реконструкция интерьера. Скуола-ди-Сант-Урсула с полотнами Карпаччо, 1906
Источник информации:
palazzoducale.visitmuve.it