У Петрова-Водкина не только "Ленин с широко расставленными глазами" (предыдущий пост) не получил признания.
Портрет Пушкина, над которым художник работал в начале 1930-х годов тоже не глянулся комиссии,
отбирающей картины для Всесоюзной выставки 1937 года, посвящённой 100-летию со дня смерти Пушкина.
Так что Петров-Водкин написал портрет и... уничтожил его.
В декабре 2018 года отдел технологических исследований Русского музея вдруг обнаружил,
что под слоем одного из полотен Петрова-Водкина с эскизом картины "Колхозницы", есть ещё один слой.
Над "Колхозницами" художник работал с начала 1937 года и почти до самой смерти от туберкулёза в феврале 1939 года.
Но так и не докончил.
Вот этот холст и взяли для подробного изучения технологических приёмов Петрова-Водкина.
А когда холст просветили с помощью специальной аппаратуры, то оказалось,
что под фигурами и головами "колхозниц" прячется ... Александр Сергеевич Пушкин!
Это было сенсацией, ведь этот портрет считался утраченным, уничтоженным - самим художником.
Об этом и сам Петров-Водкин говорил, добавляя, что портрет ему не понравился.
Об этом свидетельствовала и его дочь (единственная дочь Елена Кузминична 1922-2008),
мол,отец, работая над портретом, повторял, что с Пушкиным у него "не клеится"...
В своих воспоминаниях Елена Кузминична рассказывает, что отец начал картину в Болдине.
Потом продолжил в Пушкине (Царское Село), где семья жила с 1927 по 1936 годы,
получив квартиру в здании знаменитого Лицея.
Но даже после этого образ поэта "не шёл"...
Петров-Водкин с женой и дочерью, фото 1923 года (автор неизвестен):
Дочь художника описала и картину, какой она успела её увидеть.
"Пушкин сидит на диване, нога протянута, а на ковре валяется смятое письмо, наверное, от Натали"
(письмо, да ещё и от Натали... это только дочкины фантазии).
Ещё из её воспоминаний:
"Папа говорит: - Нет, это не Пушкин, он таким не может быть.
И в тот момент, когда он резал, я смотрела на лицо Пушкина и мне показалось, что он ухмыляется.
Я говорю: - Если он такой, то это не Пушкин и нечего расстраиваться"...
Конечно, воспоминания дочери ценны своей эмоциональной окраской,
но в них расхождения даже в описании картины, что неудивительно для воспоминаний 10-12-летней девочки.
По счастью в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина сохранилась фотография той уничтоженной картины,
и она частично совпадает с описанием Елены Кузминичны.
Есть предположение, что фотографию сделал Александр Иванович Бродский, отец Иосифа Бродского,
но точных сведений на этот счёт нет.
Мало того, в запасниках Всероссийского Пушкинского фонда есть отрезанная нижняя часть картины:
с книгами на полу и брошенным письмом (если это письмо, а не какие-то его черновики):
То есть Петров-Водкин не изрезал холст, а просто отрезал часть картины,
а на оставшейся части холста стал набрасывать "колхозниц"...
Будет ли восстановлена картина или нет - время покажет.
А жаль картину, таких необычных портретов Пушкина побольше бы.
Может, Петров-Водкин в сердцах, что называется, накинулся на картину после того,
как её не отобрали на Всесоюзную выставку 1937, посвящённую Пушкину.
(Официоз тогда в связи с этим событием зашкаливал, даже непонятно, чего так-то отмечать 100-летие смерти,
казалось бы - не день рождения, вот когда праздник так праздник).
Может, ещё вспомнил художник, как совсем не приняли, не признали "Портрет Ленина" 1934 года...
Ну а история с обретённым портретом Пушкина получилась занимательная,
считается, что "рукописи не горят", но вот и портрет - не разрезан...
А портрет Пушкина Петров Водкин всё же написал, в 1937 году, называется "Пушкин в Петербурге".
Хоть этот портрет по срокам уже никак не успевал попасть на выставку, посвящённую Пушкину.
И этот портрет тоже необычный, как будто вся вселенская скорбь у поэта в глазах,
через сто лет после смерти:
Иллюстрации - из своб. доступа, инф. про эскиз с колхозницами с сайта spb.aif.ru