Раиса Идельсон

Oct 06, 2021 16:35


Блуждаешь ты где-то,
Но Фалька рука
Сковала из цвета
Тебе двойника

Раиса Идельсон
В начале двадцатых годов Фальк второй раз полностью меняет свой стиль, как он писал в 1922 художнику Куприну, "смотрю в сторону старых мастеров". Новый стиль идёт с новой женой, это его ученица Раиса Идельсон.



"Женщина в белой повязке", 1922 - 1923, ГТГ.

Может из этого портрета и не очень видно, но Раиса была красивой и обаятельной женщиной, хорошо образованной, владела иностранными языками (французским, немецким, английским), много читала, писала стихи. Идельсон родилась в Витебске в 1894 году. Её отец - известный витебский врач-терапевт, мать окончила в Германии высшее учебное заведение и преподавала английский язык в немецкой гимназии в Берлине, где и встретилась с будущим мужем. (" ... С моей бабушкой дед познакомился на студенческом балу в Берлине, где окончил медицинский факультет Берлинского университета ... " ).



Фальк, "Портрет Р.В. Идельсон с родителями", 1926.

В 1913 году Раиса Идельсон окончила гимназию и уехала на обучение во Францию и Бельгию, где уже училась её старшая сестра Александра (позже Азарх-Грановская, актриса Государственного еврейского камерного театра). Летом 1914 года сёстры приехали на каникулы в Витебск навестить родителей и не смогли вернуться во Францию, так как началась Первая мировая война.



Сёстры Идельсон.

Раиса обучалась в Школе живописи Иегуды Пэна в Витебске. Пэн рисовал её ещё в 1908 году.



Позже Идельсон поступила во ВХУТЕМАС, где и познакомилась с Фальком.

" ... Я увидела где-то наверху очень худое, очень усталое лицо человека лет 35. Сквозь круглые очки на меня внимательно и мягко смотрели большие, широко открытые серо-голубые глаза. "Неужели этот большой, как-то по-детски беспомощный близорукий человек - профессор Фальк"… По тому, как он смотрит на мою работу, сравнивая ее с натурой, по тому, как слушает мои несвязные речи, мне делается ясным, что Фальк именно такой учитель, такой художник и человек, какого я мечтала встретить ... "



"Автопортрет с женой", 1923.



Ещё один "Автопортрет с женой", 1923, Киргизский национальный музей изобразительных искусств им. Г.Айтиева, Бишкек.

Щёкин-Кротова в интервью Дувакину:

" ... Она, вообще, была человек чрезвычайно беспокойного сердца… вся ее энергия уходила на беспокойство о любимых людях. Так что она почти ничего не сделала из своей необыкновенной одаренности, потому что посвятила всю себя не столько служению своим близким… сколько бесконечному трепетному беспокойству о них… Только иногда, когда она сосредоточивалась на картинах, смотрела, она становилась удивительно спокойной. Она так умела смотреть живопись, как редко кто может: она просто уходила в картину целиком, и тогда на ее лице можно было прочесть абсолютное блаженство, как у святых ... "

В марте 1925 года Фальк включил в экспозицию выставки общества «Московские живописцы» лучшие курсовые и дипломные работы своих учеников. В этом же году Раиса Идельсон участвовала в Первой Всебелорусской выставке (Минск). Двумя годами позже, в 1927 году, она участвовала во второй Всебелорусской художественной выставке в Минске.



"Девушка у окна" (1926), Краснодарский музей им. Ф.А. Коваленко.



"Женщина, расчесывающая волосы" (1926), Собрание Алисы Лабас, Москва.

В 1928 году Роберт Фальк смог уехать в Париж (командировка от Наркомпроса), Раиса Идельсон поехала с ним. В 1929 году она сумела организовать персональную выставку Фалька в галерее Зак (Galerie Zak), где было показано 25 его работ. Но летом того же года художница возвратилась из Парижа в Москву и уехала к больному отцу в Витебск, официально они с Фальком развелись через два года. От пребывания в Париже остался один, но совершенно замечательный портрет.



"Женщина, лежащая на тахте под портретом Сезанна" (1929), Частное собрание.



Фрагмент с красками поярче.

Щёкин-Кротова:

" ... Видите ли, сначала поехала с ним Раиса Вениаминовна, его последняя жена. Но Раиса Вениаминовна довольно быстро, уже в 29-м году (она год там пробыла) уехала в Россию, потому что беспокоилась о своих родителях. Мне она говорила, и, я думаю, искренне совершенно говорила, она была человек очень честный, что она уехала потому, что Фальк очень тосковал о своем сыне от первой жены, который остался здесь с матерью и болел. Сын был душевно немного болен, и ему нужны были хорошие врачи. Тогда у нас трудно было с медициной, и Раиса Вениаминовна надеялась отправить Валерика к Фальку. Елизавета Сергеевна, первая жена, ни за что не согласилась бы отпустить Валерика вместе с Раисой Вениаминовной, так что Раиса Вениаминовна пожертвовала собой. Но злые языки говорят, что там еще замешался какой-то роман, который у Фалька начинался. Возможно, это был роман с той художницей, о которой пишет Каверин в своем романе «У зеркала» 46, где под именем Корна выступает Фальк.

В том, что этот роман был, я уверена, потому что как-то, приводя в порядок папку акварелей Фалька, я обратила внимание на одну акварель. Я спросила: «Роби, скажи, пожалуйста, это не твоя акварель?» Он говорит: «А откуда ты знаешь?» Я говорю: «Ну, потому что очень красиво по цвету и даже похоже на тебя, но ритм совсем другой: более поверхностный, более случайный». Он говорит: «Но красивая работа?» Я говорю: «Очень красивая». - «Да, эта работа подарена мне одной художницей». Потом он как-то помрачнел и сказал: «Я много сделал для нее, в сущности говоря, я ее учил. Она, правда, с этим не согласилась, она воображала, что всего сама достигла. Для ее выставки я сделал то, что не делал для своих выставок: пригласил Матисса и Пикассо и прессу замечательную. Она стала продавать свои вещи после этой выставки, вышла в люди. Но оказалась неблагодарной». Больше он ничего не сказал, не назвал эту художницу. И только после того, как я прочла роман Каверина… А Каверин был у меня, когда он задумал этот роман, когда ему принесли эти письма50, и расспрашивал меня об этой художнице. Я ничего не могла сказать. Я забыла вот тот наш разговор. И только прочтя роман Каверина и прочтя там строки из ее письма о том, что вот «добрый милый Корн созвал чуть ли не весь Париж на мою выставку и так мне много помогал…»51, я поняла, что это и есть та самая женщина, которая так нравилась Фальку.

Почему Фальк о ней не рассказывал? Фальк мне много рассказывал о своих «любвях», о своих увлечениях. Но Фальк так привык, что его любят, что, наверное, ему ужасно не хотелось вспоминать о том, как он не встретил взаимности. А тут, очевидно, так и было. Во всяком случае, если встретил, то ненадолго. Так вот, злые языки говорят, что и Раиса Вениаминовна уехала потому, что у Фалька начался роман и она решила отойти в сторону. Думаю, что все три причины были. И Валерика она хотела привезти. И, конечно, женщине легче оторваться от любимого человека, когда он глядит в сторону. И о родителях она беспокоилась. ... "



Раиса Идельсон. Автопортрет с изумрудом. 1920-е. Частное собрание, Израиль. Явно видно влияние Фалька.

Фальк, Идельсон, Пэн

Previous post Next post
Up