Весной 2019 года в корпусе Бенуа Русского музея проходила выставка «Три петербургские коллекции».
Отечественная история коллекционирования предметов искусства, прерванная после революции политикой национализации, в послевоенное время практически была начата заново: произведения отыскивались в комиссионных магазинах и у антикваров, выменивались у других собирателей, поступали благодаря дружеским связям коллекционеров с художниками и их семьями. Сейчас, когда российские коллекционеры уже интегрированы в мировую аукционную практику, особенно интересно взглянуть на собрания русского искусства, начавшие складываться сорок и более лет назад.
Выставка представила произведения живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного и прикладного искусства, нумизматики из трех частных собраний Петербурга: семьи Палеевых, семьи Березовских, семьи Наумовых.
Рассказывает Владимир Палеев: «Мой отец, Илья Исакович Палеев (1901-1970) доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теплофизики (1944-1970) Ленинградского политехнического института. Коллекционированием он занимался короткий период, примерно 17 лет, с осени 1953 года. Исходные устремления Ильи Исаковича Палеева как начинающего коллекционера были сосредоточены главным образом на работах представителей объединения «Союз русских художников».
Наталия Гончарова (1881-1962) Орех в цвету. 1906 Холст, масло, 101. 5x105 Собрание семьи Палеевых
Через два года его внимание сфокусировалось теперь на работах художников-участников объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза». Отца как собирателя интересовали лишь произведения, соответствующие его собственному вкусу, доставлявшие удовольствие при взгляде на стены квартиры и не вызывавшие активного неприятия у других членов семьи. В основном отец останавливал выбор на искусстве импрессионистов и постимпрессионистов в исполнении их русских учеников и последователей. Постепенно сформировался ряд русских художников (Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Роберт Фальк, Владимир Лебедев), творчество которых особенно его привлекало. Приобретая работы этих мастеров для своей коллекции, отец стремился воссоздать ретроспективную последовательность их творческого пути, отражающую перемены в художественном мировоззрении и влияние исторических событий.
Борис Григорьев (1886-1939) Портрет фотографа-художника Мирона Шерлинга 1916 х.м. 99,3х80,5 Собрание семьи Палеевых
Пополнение коллекции проходило традиционными для того времени путями и не претерпело изменений за весь период её формирования. В СССР тогда не проводились художественные аукционы, как это было давно принято в мировой практике и происходит теперь в России. Официально предметы антиквариата, к которым относились и произведения изобразительного искусства, созданные в довоенные годы, можно было продать и купить в специализированных отделах комиссионных магазинов. В Ленинграде в 1950-х годах было несколько таких магазинов, имевших разную популярность у коллекционеров. Среди заполнявших эти отделы картин, графики и скульптур европейских мастеров, главным образом трофейного происхождения, можно было увидеть и качественные произведения русских художников.
Как правило, сами коллекционеры не пользовались услугами «комиссионок» для продажи принадлежащих им работ, поскольку довольно хорошо знали круг собирателей. Фактически всегда была возможность предложить вещь в обмен или продать её коллеге напрямую, найти покупателя через знакомых коллекционеров. Этим путём, то есть в процессе обмена и покупки работ из ленинградских и московских собраний, коллекция пополнилась
В подходе к формированию коллекции как единого целого, соответствующего индивидуальным предпочтениям собирателя, огромную роль сыграли личное знакомство и хорошие отношения отца с несколькими выдающимися живописцами, жившими в те годы в Ленинграде и в Москве, а также с наследниками уже ушедших из жизни мастеров. Здесь, в первую очередь, можно вспомнить замечательного художника и выдающегося рассказчика Владимира Васильевича Лебедева. Отец чрезвычайно высоко ценил его творчество и гордился тем, что благодаря их дружбе коллекцию удалось пополнить высококачественными живописными и графическими работами этого мастера. Владимир Васильевич согласился написать мой портрет, что и сделал в 1957-1958 годах, попутно читая мне, студенту, лекции о творчестве импрессионистов и постимпрессионистов, рассказывая о жизни в предреволюционном Петербурге-Петрограде, о друзьях и знакомых художниках, актёрах, композиторах, о революционных событиях и ещё о многом другом.
Владимир Лебедев (1891- 1960) Цветы в стеклянном кувшине, 1934 х, м. 62х43 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Цветы в корзинке, 1943 х, м. 63х54 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Портрет Ирины-Кичановой, 1940 х, м. 63х54 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Натюрморт с бутылью, 1927 х, м. 80х44 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Гитара, кувшин и яблоки, 1930 х, м. 42х58 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Портрет Татьяны Ельциной, 1936 х, м. 66х53 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Гитара с игрушечной кошкой, 1930 х, м. 63х46 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Спина (Обнажённая натура), 1929 бумага, соус 37х24 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Мясорубка
Владимир Лебедев (1891- 1960) Земляника 1931 бумага, акварель 20,7х36 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Сидящая в кресле бумага, графитный карандаш 31х22 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Жаркий день, 1939 х, м. 50х64 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) После дождя, 1939 х, м. 52х66 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Портрет Владимира Палеева, 1957 х, м. 60х48 Собрание семьи Палеевых
Владимир Лебедев (1891- 1960) Домработница, 1934 х, м. 37х29 Собрание семьи Палеевых
"Дружеские отношения с Натаном Исаевичем Альтманом продолжались у отца с 1955 года до последних дней жизни. В 1960 году художник написал портрет отца. Альтман был частым гостем в нашем доме, а мой отец - в его мастерской. Их беседы затрагивали многие темы как искусства, так и повседневных событий. Натан Исаевич иногда предавался удивительным и неординарным воспоминаниям о своих встречах с огромным количеством творческихи исторических знаменитостей, включая «вождей мирового пролетариата». Работы Альтмана, находящиеся в коллекции, были приобретены отцом у самого художника."
Натан Альтман (1889 1970) Портрет Ильи Палеева, 1960 картон, масло 53х43 Собрание семьи Палеевых
Натан Альтман (1889-1970) Портрет Сильвии Гринберг, 1923 х, м. Собрание семьи Палеевых
Натан Альтман (1889-1970) Католический святой, 1913 х, м. 117х72 Собрание семьи Палеевых
Натан Альтман (1889-1970) Автопортрет, 1932 доска, м. 55х45 Собрание семьи Палеевых
"Произведения Роберта Рафаиловича Фалька составляли особую гордость собирателя. Первые работы коллекционер купил у самого мастера, остальные - у его вдовы, Ангелины Щекин-Кротовой, с которой поддерживал дружеские отношения до последних дней жизни."
Роберт Фальк (1886-1958) Весна. 1907 х.м. 71х83 Собрание семьи Палеевых
Роберт Фальк (1886-1958) Париж. Улица Сен-Мартен 1937 х.м.64х100 Собрание семьи Палеевых
Роберт Фальк (1886-1958) На опушке леса. 1938 х.м.61х81 Собрание семьи Палеевых
Роберт Фальк (1886-1958) Индус в белом. 1933 х.м.128х66 Собрание семьи Палеевых
Роберт Фальк (1886-1958) Габи. 1932 Бумага, гуашь 36,5х33 Собрание семьи Палеевых
Роберт Фальк (1886-1958) Портрет Соломона Михоэлса. 1941 Бумага, гуашь 60х45 Собрание семьи Палеевых
Роберт Фальк (1886-1958) Бумажные цветы. 1915 х.м.105,5х89,5 Собрание семьи Палеевых
Илья Исакович Палеев скончался в августе 1970 года. Семья решила в память о собирателе сохранить его коллекцию и придерживается этого решения до настоящего времени. Произведения русских художников начала XX века из коллекции Палеева и при его жизни, и в последующие годы входят в число экспонатов на тематических и персональных выставках в нашей стране и за рубежом.
Артур Фонвизин (1882/83-1973)Цветы. 1950-1960е бумага, акварель 63х52 Собрание семьи Палеевых