Масштабная выставка Фалька в Третьяковке нашумела, это действительно событие; много народу её посетили (
1,
2,
3), много народу посмотрели виртуальные экскурсии, заснятые ГТГ (
4,
5). Я посмотрел три таких экскурсии и хочу предоставить вашему вниманию подборку картин в неплохом качестве в хронологическом порядке: от раннего периода через бубнововалетную эпоху и до позднего Фалька.
Автопортрет на фоне крыш. 1909.
Холст, масло. Собрание В.Шустера, Санкт-Петербург.
Лиза в розовом. 1909. Холст, масло. Частное собрание. Москва (портрет первой жены, Елизаветы Потехиной).
Пейзаж с пристанью, серый день. 1912, ГТГ. Пейзаж написан в Финляндии (выборгская губерния).
Пейзаж со свиньями. 1912. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник. Пейзаж написан в Харьковской губернии в имении друга Фалька, художника Краковского.
фрагмент
"Старик", Государственный Русский музей, 1913. Летом 1913 Фальк жил в подмосковном городке Руза, где очень много и плодотворно работал. К числу созданных там произведений относится и этот портрет. Точно установить, кто позировал Фальку невозможно. Когда картина была впервые показана на Весенней выставке в Одессе, один из критиков писал в обзоре: "Типичными сезаннистами являются Фальк, Куприн, Федоров. Первый в одном из своих портретов старика дает чуть не двойника сезанновского "Человека с трубкой".
В портрете есть и натюрморт.
В надцатых Фальк несколько раз посещает Крым. "Крымский пейзаж", 1914. Ответ на гору святой Виктории Сезанна.
Две картины из Армении (картинная галерея Еревана) - переход к Пикассо и Дерену, к аналитическому кубизму.
Натюрморт с фикусом, 1913
У пианино, 1917 (Елизавета Потехина), неожиданный вермееровский чепец.
фрагмент
Крым. Пирамидальный тополь, ГРМ, 1915
"Солнце. Крым. Козы", 1916. xолст, масло, ГТГ.
"Дама в красном", 1918, ГТГ. Портрет Елизаветы Потехиной, фрагмент.
Портрет Киры Алексеевой, 1919, ГТГ. Это вторая жена художника (1920-1922).
Красная мебель, 1920, ГТГ. Это последняя работа эпохи Бубнового валета. В это время Фальк разводится с Елизаветой Потехиной, картина написана в больнице, куда художник попал на нервной почве.