Испанский художник Мариано Фортуни

Feb 20, 2021 13:56




Мариано Фортуни. Испанский дворик, 1871. 41х55 см. Холст, масло. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Картина "Испанский дворик" художника середины XIX века Мариано Фортуни висит в залах Галереи искусства стран Европы и Америки Пушкинского музея. Испанец по происхождению, Фортуни большую часть своей жизни разъезжал по европейским столицам, сделав Рим своей главной резиденцией. В Венеции он владел собственным палаццо, до сих пор носящим его имя. Из многочисленных путешествий самым важным стали для него три поездки в Северную Африку, в Марокко. Несколько картин Фортуни есть в России - в Пушкинском музее и Эрмитаже.
Мариано Фортуни (1838-1874) - представитель романтического ориентализма, прожил всего 36 лет, но был в своё время настоящей звездой, причем далеко за пределами родины, в том числе и в России. Хотя, может быть, сейчас у нас более известен его сын - дизайнер и модельер XX века, тоже Мариано Фортуни. А в XIX веке Павел Чистяков, лучший из русских педагогов живописи и рисунка, на занятиях по акварели вдохновлял своих учеников работами Фортуни.

Один из учеников Павла Чистякова даже был удостоин прозвища "Фортуни" за блестящую акварельную технику, напоминающую приёмы испанца. Это был Михаил Врубель! Валентин Серов, Илья Репин и Василий Поленов также восторженно отзывались о его живописи. Как писал Илья Репин: "Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света".



Мариано Фортуни. Автопортрет, 1858. 62.5×49.5 см. Холст, масло. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона

Оставшегося сиротой в 12 лет Мариано воспитывал дед-столяр. Это он научил внука лепить фигурки из воска и раскрашивать их. Мальчик так мастерски освоил это ремесло, что испанские меценаты обратили на него внимание и оплатили обучение в школе искусств. По окончании школы Фортуни тут же победил в конкурсе и получил стипендию на двухлетнее обучение в Риме.



Мариано Фортуни. Любитель гравюр, 1856. 47×66 см.  Бостонский музей изящных искусств, Бостон



Мариано Фортуни. Одалиска, 1861. 56×81 см. Холст, масло. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона

Но самым главным впечатлением и творческим импульсом для Фортуни стали поездки в Марокко. Тут все тоже сложилось неожиданно и само собой. Разразилась испано-марокканская война, и власти Барселоны отправили художника в Марокко - наблюдать за сражениями и фиксировать военные победы Испании.
Огромное историческое полотно "Тетуанская битва" так и не было окончено мастером, но из своей поездки он привез большое количество этюдов и зарисовок, по мотивам которых впоследствии создавал законченные живописные произведения.



Мариано Фортуни. Тетеуанская битва, 1862-1864. 300х972 см. Холст, масло. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона

Помимо непосредственных задач военного художника Фортуни делал и мирные зарисовки местных жителей, архитектуры, пейзажей.



Мариано Фортуни. Нищий старик на солнце, 1863. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид



Мариано Фортуни. Кафе,1868. 49×39 см. Холст, масло. Частная коллекция



Мариано Фортуни. Трибунал Альгамбры. 75×59 см. Фонд Гала и Сальвадора Дали, Фигейрас



Мариано Фортуни. Марокканец,1869. 32×20 см. Холст, масло. Национальный музей Прадо, Мадрид

Период с 1863 по 1868 годы складывался для художника очень удачно. В Мадриде он получил заказ на роспись потолков в резиденции королевы Изабеллы II. В личной жизни тоже произошли серьёзные изменения: он женился на пианистке Сесилии де Мадрасо - дочери придворного художника Фредерико де Мадрасо, директора музея Прадо. Этот брак укрепил положение художника в обществе и в художественной среде.



Бой быков. Раненый Пикадор , ок. 1867. Холст, наклеенный на алюминий, музей Кармен Тиссен, Малага



Мариано Фортуни. Идиллия, 1868. 31×23 см. Холст, масло. Национальный музей Прадо, Мадрид



Мариано Фортуни. Маскарад,1868. 44×62 см. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк



Мариано Фортуни. Бой быков,1869. 30×46 см. Холст, масло. Национальный музей Прадо, Мадрид



Мариано Фортуни. Испанская свадьба,1870. Холст, масло. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона

Долгое увлечение Востоком сделало Фортуни главным ориенталистом Европы. А благодаря дружбе с известным торговцем картинами Адольфом Гупилем он добился международного признания и стал главным ориенталистом Европы. В период с 1868 по 1870 годы произошёл настояший взлёт его мастерства, создаются большие многофигурные полотна, которые приносят ему громкую славу. Картина "Заклинатели змей" относится к жанровым композициям из арабской жизни.



Мариано Фортуни. Заклинатели змей, 1870. 61х153 см. Дерево, масло. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина



Мариано Фортуни. Продавец ковров. Холст, масло. Музей истории искусств, Вена Монастырь Монсеррат, Барселона



Мариано Фортуни. Старая мэрия Гранады,1873. 35×48 см. Художественный музей в Гранаде, Испания

Последние два года жизни Мариано Фортуни прожил с семьёй в Италии, большей частью в Портичи на неаполитанском побережье. Здесь часто его моделями становились члены его семьи.
Работы последних лет жизни Мариано Фортуни уже свидетельствуют о нём, как о предвестнике импрессионизма.



Мариано Фортуни. Улица Гранателло в Портичи, 1874. Коллекция Вида Муньона, Альмерия

Мариано Фортуни умер совершенно неожиданно в 1874 году от малярии. Как раз в этом году в Париже прошла первая выставка импрессионистов.



Мариано Фортуни. Портичи,1874. 32×46 см. Национальный музей Прадо, Мадрид



Мариано Фортуни. Сесилия де Мадрасо, XIX век. 52×38 см. Холст, масло. Британский музей, Лондон



Мариано Фортуни. Сад в усадьбе Фортуни, XIX век. 40×28 см. Холст, масло. Национальный музей Прадо, Мадрид



Мариано Фортуни. Пляж в Портичи,1874. Холст, масло. Частная коллекция



Мариано Фортуни. Обнаженный мальчик на пляже в Портичи,1874. 13×19 см. Холст, масло. Национальный музей Прадо, Мадрид



Мариано Фортуни. Дети художника в японской гостиной,1874. 44×93 см. Холст, масло. Национальный музей Прадо, Мадрид



Мариано Фортуни. Выбор модели,1874. 53.3×82.6 см. Холст, масло.

Биографический роман о художнике написал Пере Жимферрер (1983, премия Рамона Льюля).

Источники информации: ichebnik.ru, artchive.ru

художник

Previous post Next post
Up