Оптическая революция Ван Эйка

Feb 13, 2020 13:13



2020 год объявлен в Бельгии годом гениального фламандского живописца Яна ван Эйка. Программу празднования бельгийцы назвали "О Боже! Ван Эйк был здесь". Эта фраза из подписи на картине "Портрет четы Арнольфини", которая на выставке не представлена, она находится в Лондонской национальной галерее. На этой картине Ван Эйк вписал свое отражение (фигура в синем) в зеркало, висящее за супружеской парой.

Главным культурным событием года является выставка Яна ван Эйка в гентском Музее изящных искусств MSK (с 1 февраля по 30 апреля). Выставка называется "Оптическая революция Ван Эйка". Поскольку не все желающие попадут на эту выставку, а если и попадут, то фотографировать всё равно категорически запрещено, предлагаю вашему вниманию фотоэкскурс по выставке, собранный на просторах интернета, в основном - на сайте музея и выставки.



Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434. Лондонская национальная галерея

В мире осталось всего двадцать атрибутированных работ ван Эйка и достоверных произведений его мастерской, из них 11 привезли в Гент. Среди экспонатов - картины из бельгийских музеев, музеев Ватикана, мадридского Прадо, музея Пола Гетти в Лос-Анджелесе, Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Многие из картин, представленных на выставке, никогда не покидали стен музеев, которым они принадлежат. Каждый зал выставки посвящён какой-нибудь определённой теме: влиянию Ван Эйка на масляную живопись, изображению пространственной глубины, архитектуры, скульптуры в живописи, портретам.
Сохранившиеся сведения о художнике в основном относятся к последнему периоду его жизни и творчества. Начало пути, период обучения, ранние работы - всё это совершенно неясно и вызывает множество споров. Он, предположительно, родился около 1390 года, скорее всего, в Маасейке и умер в Брюгге 14 июля 1441 года. Как дипломат и художник при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго много путешествовал по Фландрии и далеко за её пределами.
В основном, формирование Ван Эйка-художника происходило до создания Гентского алтаря в 1432 году.  Возможно, Ван Эйк начал своё творчество с миниатюры. На выставке представлены листы из Турино-Миланского часослова, которые приписывают кисти Яна ван Эйка.



Ян ван Эйк. Турино-Миланский Часослов, 1420​-1440. Палаццо Мадама, Турин. MSK Ghent

Судя по стилю картина "Мадонна в церкви" была написана Ван Эйком до Гентского алтаря и является самой ранней из известных живописных работ мастера. Вероятно, она представляла собой створку диптиха, на другой части которого мог быть изображён донатор. Готический собор, в котором является Мадонна, несёт в себе черты реальных построек - церкви Сен-Дени или собора в Генте, но не является точной их копией.



Ян ван Эйк. Мадонна в церкви. 1420-1427. Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея. MSK Ghent



Мадонна в церкви. Фрагмент

Сцена "Благовещения" (1433-1435) выполнена монохромно и является имитацией скульптуры. Фигура архангеля и Марии изображены как изящные статуэтки из слоновой кости.



Ян ван Эйк. Благовещение. Диптих, 1433-1435. Национальный музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. MSK Ghent

"Благовещение"- левая створка утраченного триптиха Яна ван Эйка, сейчас привезена на выставку из Национальной галереи искусства в Вашингтоне. А раньше эта картина находилась в России, в коллекции Эрмитажа, - в 1850 году она была куплена Николаем I у короля Нидерландов. В 1930 году картину продали американскому меценату Эндрю Меллону за 502 доллара.



Ян ван Эйк. Благовещение, 1434-1436. Национальная художественная галерея, Вашингтон, коллекция Эндрю У. Меллона. MSK Ghent

Маленькая картина "Святая Варвара" - редкость не только в творчестве Ван Эйка. Картина представляет собой уникальное явление в старой нидерландской живописи с точки зрения техники исполнения. На хорошо загрунтованной меловым грунтом доске кончиком тонкой кисти нанесён коричневатый рисунок, разработанный во всех деталях и законченный. Святая Варвара обычно изображалась художниками с небольшой башней в руках - согласно легенде она была заключена в башню за приверженность свою христианству. Ван Эйк показал Святую с пальмовой ветвью в руках - символом мученичества, а башня видна в глубине как реальная постройка.



Ян ван Эйк. Святая Варвара из Никомедии, 1437. Королевский музей изящных искусств, Антверпен. MSK Ghent

Ян ван Эйк является и создателем жанра светского портрета в Нидерландах. Его портреты невелики по размерам, просты и удивительно жизненны. Он не подчёркивал в портретах высокое общественное положение, богатство и власть, его интересовало другое - поиски инвидуального в облике человека.



Ян ван Эйк. Портрет мужчины с голубым шапероном, 1428-1430, Национальный музей Брукенталя, Сибиу, Румыния. MSK Ghent

Один из ранних портретов Ван Эйка, так называемый Тимофей, является попыткой передать внутренний мир человека. Неизвестный юноша задумчив, глаза его рассеянно смотрят вдаль, рука машинально сжимает рукопись.



Ян ван Эйк. Мужской портрет, так называемый Тимофей, 1432. Лондонская национальная галерея. MSK Ghent

Годом позже был выполнен "Портрет мужчины в красном тюрбане", эту картину не привезли на выставку из-за её хрупкости. Лицо здесь наиболее выписанная часть портрета, внимательный взгляд направлен на зрителя - новый приём в творчестве художника. Предположительно, это автопортрет Ван Эйка.



Ян ван Эйк. Портрет мужчины в красном тюрбане (предположительно автопортрет), 1433. Лондонская национальная галерея



Ян ван Эйк. Портрет Бодуэна де Ланнуа, 1435. Берлинская картинная галерея. MSK Ghent

Портрет ювелира из Брюгге - это понятно по тому, с каким изяществом он держит кольцо в руке.



Ян ван Эйк. Портрет Яна де Лейва, 1436. Музей истории искусств Вены, Картинная галерея. MSK Ghent

Единственный из сохранившихся женских портретов изображает жену художника.



Ян ван Эйк, портрет Маргариты ван Эйк, 1439. Городской музей изящных искусств, Брюгге. MSK Ghent

На картине "Мадонна каноника ван дер Пале" действие происходит в апсиде романской церкви. Мадонна с младенцем восседает на троне, на подлокотниках которого видны резные статуэтки: слева - Каина и Авеля, ниже - Адама, справа Самсона, раздирающего пасть льву, внизу Евы. В руках у Мадонны цветок, она пртягивает его младенцу, который держит в руках попугая, возможно, символизирующего человеческую душу. Слева - святой Донаций, патрон церкви, для которой предназначалась картина. Справа - святой Георгий, воин в доспехах. Он представляет Мадонне каноника ван дер Пале. В 1794 году картину по распоряжению Наполеона увезли в Париж, откуда вернули в 1815 году, после чего картина оказалась в Городском музее Брюгге.



Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале, 1436. Городской музей изящных искусств, Брюгге.MSK Ghent

В экспозиции представлена картина "Мадонна с младенцем у фонтана", выполненная художником за два года до кончины. Под этой работой стоит знаменитая подпись Ван Эйка, выполненная в псевдо-греческом алфавите. Ян ван Эйк был одним из первых художников Северного Возрождения, который начал подписывать свои работы и изобрёл собственную подпись, начальные буквы каждого слова которой означали: "Так хорошо, как я могу".



Ян ван Эйк. Мадонна с младенцем у фонтана, 1439. Музей изящных искусств, Антверпен. MSK Ghent



Ян ван Эйк. Святой Франциск Ассизкий, получающий стигматы. 1440. Художественный музей Филадельфии. MSK Ghent

Центральное место на выставке отведено восьми отреставрированным внешним панелям Гентского алтаря с поклонением агнцу собора Святого Бавона. Никогда прежде полный комплект наружных панелей не выставлялся за пределами собора и не взаимодействовал с другими работами Ван Эйка и его современников. Более того, после 2020 года панели уже больше никогда не покинут собор.
При подготовке экспозиции совершили несколько научных открытий. Одно из них связано с алтарем: выяснилось, что на протяжении около 400 лет роспись, которую принимали за работу Ван Эйка, была записана в XVI веке. Когда реставраторы изучили поверхность алтаря через инфракрасное излучение, убрали грязь и восстановили краски, им открылась практически новая картина, более характерная для Ван Эйка.



Ян и Хуберт ван Эйк. Гентский алтарь в закрытом виде, 1432. Собор Святого Бавона, Гент. MSK Ghent



Гентский алтарь. Фрагмент

10 оставшихся внутренних панелей Гентского алтаря находятся в Соборе святого Бавона.



Ян и Хуберт ван Эйки. Поклонение агнцу, 1432. Панели внутренней части открытого алтаря. Собор Св. Бавона, Гент. MSK Ghent



Поклонение агнцу. Фрагмент

После реставрации у агнца на центральной панели исчезла лишняя пара ушей, появившаяся в процессе предыдущих реставрационных работ. Выражение мордочки животного оказалось совершенно человеческое. Такой эффект стал возможным из-за неправильно посаженных глаз и низко расположенных ушей. Ван Эйк сделал это явно намеренно, судя по тому, как анатомически правильно написаны другие участники композиции.



Фрагмент

Важным событием года станет возвращение Гентского алтаря после выставки в Собор святого Бавона. В октябре 2020 года в Генте будет открыт в соборе новый современный центр для посетителей, где будут размещены отреставрированные панели Гентского алтаря и коллекция других подлинных сокровищ искусства.

Все фото взяты с сайта выставки vaneyck2020.be, Гентского музея изящных искусств  www.mskgent.be и википедии.
По материалам: vaneyck2020.be , Н.Н. Никулин. Золотой век Нидерландской живописи. XV век. Изд-во Изобразительное искусство, Москва, 1981,
Злоключения мистического агнца. Через что прошёл Гентский алтарь за 588 лет жизни

тематическое, выставка

Previous post Next post
Up