Хаим Сутин и израильское искусство.

Nov 24, 2019 15:26



Хаим Сутин из тех художников, которых многие не понимают и не любят, но всегда придут посмотреть на его работы. Просто потому, что он очень известен. Его известность не случайна - он по-настоящему Большой художник. Он не относился ни к какому художественному движению, а просто писал, как чувствовал, как душа просила: широкий мазок, много краски... только вот мир он видел во всей его великолепной некрасивости. Человеку, безусловно, тяжело жить с таким мироощущением. Художнику - легче. Он может все это вылить на холст и тем облегчить душу. 
Как раз сейчас в Художественном музее имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод можно увидеть интересную и редкую для Израиля выставку "Душа нараспашку: Хаим Сутин и израильское искусство". Выставка будет открыта до 21 марта 2020г.



Конечно, такие крупные музеи, как Д'Орсе, у которых есть большие коллекции картин этого художника, не прислали даже одну картину в Израиль. Хотя это, почему-то, ожидалось. Поэтому устроители собрали большую часть картин Сутина, которые находятся в Израиле плюс несколько из разных частных коллекций. На выставке представлено 18 картин и уже одно это оправдывает усилие по посещению музея имени Хаима Атара в Эйн-Хароде.

Хаим Сутин уже в 14 лет почувствовал, что искусство есть цель и смысл его жизни. В 14 лет (!) он начал путь художника, сбежав из дома в Смиловичах в сначала в Минск, затем в Вильно. На что жил подросток, хотевший стать художником и сбежавший из бедной еврейской семьи, где был десятым (!) из одиннадцати детей, трудно себе представить. Став старше в 20 лет (1913г.), он переезжает в Париж - художественную мекку тех времен. В Париже вначале Х.Сутин записывается в ателье Кормона в Академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро меняет слишком "академичную" Академию на посещения Лувра, который становится его настоящей художественной школой.



"Портрет мужчины в профиль", ок.1913г., Хаим Сутин, Тель-Авивский художественный музей.

Если на предыдущей картине мы видим влияние академической школы, то с этого автопортрета на нас смотрит уже самый "настоящий Сутин". То есть он сложился как художник, обрел свой собственный узнаваемый стиль в 23 года, а может и раньше...


"Автопортрет" 1916г., Хаим Сутин, Тель-Авивский художественный музей.

Этой картины, к сожалению, нет на выставке. Она как раз относится к первому периоду жизни Х.Сутина в Париже. Может быть как раз к тому времени, когда Сутин живет и работает в "Ла Рюш", "Улье", международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены. Здесь можно увидеть как Х.Сутин выглядел на самом деле или близко к этому.


"Встреча художников" 1917г.. Слева направо: Генри Эпштейн, Хаим Сутин, Пинхас Кермен и японский художник Аяши. Автор Я.Билит. Тель-Авивский художественный музей,
выставка "Русская история, от Путина до Распутина"

Первые годы в Париже художник живет в нищете и голодает, как и многие его друзья-художники. Я уверена, что большие художники честно пишут то, что чувствуют. Хочет выпить и закусить - вот такой натюрморт... или еда стояла на столе: сначала написал, а потом выпил и закусил...


"Селедки и бутылка кьянти", ок. 1917г., коллекция Татьяны Гринберг-Невзлин, Женева.

Париж тоже был постоянной темой Х.Сутина.


"Cité Falguière на Монпарнассе", 1918г., Хаим Сутин, Тель-Авивский художественный музей.

1918 год Х.Сутин переезжает на юг Франции (Ванс, Кан-сюр-Мер и Сере), где живет почти семь лет. Он пишет местные пейзажи и создает множество новых работ.



"Гладиолусы", Хаим Сутин, ок. 1919г., коллекция Шмуэля Таца, Нью-Йорк.



"Красные гладиолусы", 1919г., Хаим Сутин, частная коллекция, Иерусалим.



"Вид Монмартра", ок.1919г., Хаим Сутин, Тель-Авивский художественный музей.



"Площадь в деревне Сера", Хаим Сутин, ок.1920г., Музей Израиля, Иерусалим.

Чтобы стать знаменитым художником, нужен не только большой талант. Нужно везение  оказаться в нужное время в нужном месте. В 1922г. работы Х.Сутина начал покупать А.Барнс, у которого было невероятное чувство материала в области коллекционирования. В этом легко убедиться, посетив Коллекцию Барнса в Филадельфии.
В следующем году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовский продаёт много полотен Сутина. Через десять лет после прибытия в Париж Сутин начинает зарабатывать...



"Теленок и красная занавеска", ок. 1921г., Хаим Сутин, Музей Израиля, Иерусалим



"Улица в Cagnes-sur-Mer", Хаим Сутин, ок. 1923-24г., Музей Гехта, Хайфа.



"Тропинка в лесу и двое детей, первая половина 20в., Хаим Сутин, Музей Гехта, Хайфа.



"Петляющая дорога", Хаим Сутин, ок. 1939г., Музей Гехта, Хайфа.



"Кролик и две вилки", ок. 1924г., Хаим Сутин, частная коллекция, Иерусалим.

Может быть самыми известными в народе являются "туши" Сутина, но он писал и прекрасные портреты.


"Юноша в голубом", 1924, Хаим Сутин, Музей Израиля, Иерусалим

В 1925 году Сутин возвращается в Париж, где уже может себе позволить снять ателье. Именно здесь он выполнит серию туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.



Мне почему-то кажется, что туши, которые Сутин писал в свой уже относительно благополучный период, это воспоминание о многих годах голода и нищеты, которые он пережил раньше. А может быть это попытка переосмыслить классические натюрморты, которые он видел во множестве в парижских музеях...



"Дерево в Венсе", 1929г., Хаим Сутин, Музей Израиля.



"Девушка в красном", 1928, Хаим Сутин, Музей Израиля, Иерусалим



"Ощипанный гусь", 1933г., Хаим Сутин, частная коллекция.



"Девушка в голубом", ок. 1938-39г., Хаим Сутин, Музей Израиля.

Два портрета Сутина, сделанные другими художниками.



"Портрет Хаима Сутина", 1938, Сима Слоним, коллекция Шмуэля Таца, Нью-Йорк.



"Художник Сутин", без даты, бронза, Арбит Блатас, Музей Израиля, Иерусалим

Две современные работы, которые мне очень понравились, посвященные творчеству Х.Сутина



"Без названия", 2008, Михаль Шамир.
Создано из конфет. Предоставлено автором.



Вот так это выглядит вблизи.



"Барбекю", 2008, Шай Азулай, Коллекция Оли Альтер, ТА.

О Сутине написано очень и очень много и каждый может почитать о нем в сети.
Я же хочу рассказать о Хаиме Атаре, многие работы которого можно увидеть на этой выставке и который основал музей в кибуце Эйн-Харод. На этой выставке ему уделено много внимания.

И Сутин и Атар были оба вышли из еврейских местечек, и каждым двигала своя идея. Для Сутина это была живопись, для Атара - сионизм. Каждый из них достойно себя реализовал, иначе и не скажешь.

Искусство - вещь необыкновенно жестокая по отношению к своим создателям. Или надо быть Гением и остаться в истории и памяти, но при этом жить только ради этого. Или же будешь никому неизвестным художником, который в лучшем случае, рисует портреты членов политбюро сухой кистью хотя бы не умирает от голода и может заработать на жизнь своим творчеством. Или можно жить в кибуце, как Х.Атар и заниматься творчеством в свободное время.

История жизни Хаима Атара похожа на истории молодых евреев, приехавших в Эрец-Исраэль в начале 20х годов 20го века.
Хаим Ихезкиэль Атар (Аптикер) родился в Златополе (Украина). Учился в хедере и пел в ансамбле, которым руководил кантор. Он с детства проявлял интерес к художественному творчеству, участвуя в оформлении синагоги.
После февральской революции 1917г., когда была разрешена свободная еврейская общественная деятельность, он организовал сотни подростков в рамках объединения "Пирхей Цион" ("Цветы сиона", иврит). Тогда ему было 15 лет. Он открыл клуб для объединения, в котором был певческий ансамбль, ставились спектакли по книгам Шолом-Алейхема... Он занимался самообразованием: изучал литературу на идиш, учил иврит и рисование.
Во время беспорядков 1919г. на Украине он участвовал в организации еврейской самообороны, выполняя разные организационные функции.
Атар работал с очень раннего возраста в самых разных местах. После беспорядков 1919г. перешел границу с Польшей и в Ровно занимался организацией алии от центра "Цаирей Цион" (молодежь сиона, иврит).
Совершил алию среди первых в 1923г. Работал в столярных мастерских в Хайфе, а затем присоединился к кибуцу Эйн-Харод. С 1924 по 1927гг. работал на разных работах в кибуце и в свободное время учился у проф. Германа Штрука в Хайфе. В кибуце Х.Атар оформлял праздники, занимался обучением детей искусству, организовывал детские художественные выставки.
В 1933г. несколько месяцев жил в Париже, по возвращению работал в столярке и продолжал свою художественно-просветительскую деятельность.
Когда у него родилась идея создать в кибуце "уголок искусства", он стал собирать произведения искусства, сначала репродукции, а затем и подлинники.



"Натюрморт с цветами", 1937, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

Во время поездки в Париж в 1937-1938г. экономил каждую копейку, чтобы купить там картины для "уголка искусства", который основал.



"Портрет Аарона Фридмана" 1937-1939, Хаим Атар, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

Он выставлял свои работы в Эрец-Исраэль и за границей, участвовал в разных художественных выставках. В 1943г. был удостоен приза Дизенгофа на выставке художников Эрец-Исраэль в Тель-Авиве.
В 30-40гг. Атар много занимался художественным творчеством. Его творчество отличалось от творчества большинства художников, живших и творивших в кибуцах в то время. Их принятыми темами было изображением кибуцной жизни, общественной жизни и пейзажи. Х.Атар предпочитал портреты, натюрморты, изображение скорее личного, чем общественного.



"Портрет писателя", 1945, Хаим Атар, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Натюрморт с синим кувшином", 1947, Хаим Атар



"Портрет Лучанского" 1949г., Хаим Атар, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Мясо и убитая птица" 1947-1953гг., Хаим Атар



"Портреты подростков", 1950г. Хаим Атар



"Портрет еврея" 1951, Хаим Атар, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Пожилой человек" 1951, Хаим Атар, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

Атар был не только хороший художник. Он собрал коллекцию художественных произведений, третью по значимости в Израиле! Если бы только работы из нее не пылились в запасниках музея его имени большую часть времени. Я уверена, что он не для этого привозил сюда произведения искусства и не одобрил бы выставочную политику этого музея да и других наших музеев.

Часть работ на этой выставке мне откровенно не понравилась. Потому что если влияние Сутина на художника определяется просто количеством краски положенной на холст, то это даже не влияние Мастера. Если художник не умеет вложить свои чувства в свое творчество то никакое количество краски не спасет. Я не буду показывать эти работы, кто посетит выставку - сам увидит, а кто не посетит, сэкономит время. Опять-таки, может эти картины попали на выставку просто потому что так решили ее создатели - не знаю. Но это их святое право выставить, то что они считают нужным. И наше святое право иметь свое мнение на этот счет.

На выставке есть много хороших работ, которые стоит посмотреть. Вот некоторые из них.



"В театральной ложе", 1913, Моисей Кислинг, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Солдат (автопортрет)" 1921, Жюль Паскин, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Играющий на аккордеоне", 1922-26, Осип Цадкин, Музей Израиля, Иерусалим.



"Цветы" 20е годы 20в., Михаэль Кикоин, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Гитарист, сидящий на стуле", 1922, Жак Липшиц, Музей Израиля, Иерусалим.



"Натюрморт с убитой птицей", 30е годы, Генри Эпштейн, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Улица в Петах-Тикве", 1933, Авигдор Стемацкий, коллекция Ноа Стемацки, Т-А.



"Мясник", 1936, Ицхак Френкель, Коллекция Френкель-Френель, Цфат.



"Бульвар в Цфате", 1938, Моше Кастель, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Автопортрет в талите" 1953г., Леон Эйгелсберг, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



"Капарот" 1970, Авраам Офек, Собрание семьи Офек.



"Регрессия", 2016, Аврам Гершуни, частная коллекция, ТА

О самом музее имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר).
Этот музей был основан в 1937г. членом кибуца Эйн-Харод Хаимом Атаром, чье имя музей и носит. Начинался музей как "уголок искусства" в маленьком бараке, в студии-ателье, где работал художник Хаим Атар. В 1940г. музей переехал в отремонтированный барак бОльшего размера, который до этого служил школьным классом.
Во время Второй мировой войны стало понятно, что надо срочно собирать предметы иудаики, чтобы сохранить хотя бы память об уничтоженных в Катастрофе европейских еврейских общинах. Несмотря на то, что кибуцники не имели связи с еврейской религией и традицией, они понимали важность своей связи с евреями Восточной Европы. Тем более, что многие из них были выходцами из этих же самых еврейских общин Восточной Европы.
В музее хотели собрать работы художников-евреев, которые рассказали бы о жизни еврейских местечек, уничтоженных в рассеянии. Кибуцники хотели, чтобы подрастающее поколение знало как жили их деды и прадеды.
Хаим Атар обратился к своим друзьям, еврейским художникам, которые жили в Париже. Те откликнулись и пожертвовали множество произведений искусства, живопись и скульптуру. Кроме того, кибуцники ездили по Европе и собирали предметы иудаики.
В 1948 году музей переехал в постоянное здание, в котором сейчас и находится.
В самый разгар строительства здания музея, произошел раскол в кибуцном движении, в результате которого кибуц Эйн-Харод разделился на два кибуца: Эйн-Харод Ихуд и Эйн-Харод Меухад. Удивительно, но факт, было решено, что музей останется общим для обоих кибуцов. Это продемонстрировало особое отношение кибуцников к музею.

Музей был назван на иврите не просто музеем, это - "мишкан", что переводится как жилище\резиденция в высоком смысле этого слова и как скиния, место, где хранился Ковчег Завета до строительства еврейского Храма. Тем самым основатели музея стремились подчеркнуть духовность данного места.

Здание музея интересно тем, что оно построено для освещения выставочных залов дневным светом. Это обеспечивается сложной крышей и верхними окнами.



Нимфея цветет в прудике около музея.

Выставка организована благодаря сотрудничеству между куратором Янивом Шапиро, директором и главным куратором Музея искусств Эйн-Харод; Сурией Садековой, главным куратором ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва и доктором Бат-Шевой Голдман-Ида из Тель-Авивского музея искусств.

Часы работы выставки\музея: с воскресенья по понедельник - с 9:00 до 16:30; по пятницам и в канун праздников - с 9:00 до 13:30; по субботам и по праздникам - с 10:00 до 16:30.

Тел.: 04-6485701; 04-6486038

Музей на карте

Сайт музея http://museumeinharod.org.il/

Сутин

Previous post Next post
Up