Импрессионизм и испанское искусство

Oct 26, 2019 11:25



Музей русского импрессионизма расширяет свои горизонты и представляет выставку "Импрессионизм и испанское искусство" - 57 живописных работ, скульптура и графика из 14 ведущих музеев Испании и частных коллекций, дополненные двумя картинами из ГМИИ имени А.С. Пушкина. Импрессионизм - самое популярное направление в живописи второй половины XIX века, затронул практически все страны мира. Экспозиция демонстрирует, какое влияние импрессионизм оказал на испанских художников, а в планах музея показать и другие импрессионистические коллекции национальных школ.
В экспозиции - картины 18  испанских  художников, которые работали с французскими импрессионистами и участвовали в их первых выставках - Хоакина Сорольи, Рамона Казаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола, Сантьяго Русиньоля, Рикарда Каналса, Игнасио Cулоаги, Жоакима Мира, Пере Изерна, графика Дарио де Регойоса, Изидре Нонеля и скульптура Рикарда Гино. Выставка (10 октября - 26 января) проводится при участии Фонда "Aurea Cultura i Art" и поддержке Посольства Испании в России.



Самым популярным художником Испании рубежа XIX-XX веков был Хоакин Соролья. Он представлен на выставке сразу четырьмя работами, три из которых из Испании: "Скалы в Хавее и белая лодка", "Сорванцы на пляже, Валенсия" и "Купание".
Ещё студентом Академии изящных искусств Валенсии, Хоакин Соролья познакомился со знаменитым фотографом Антонио Гарсиа Пересом. Влияние фотографии на композиционные решения можно уловить во многих работах Сорольи. В "Сорванцах на пляже" художнику удалось буквально "остановить мгновение", изобразив детей, резвящимися на пляже.



Хоакин Соролья. Сорванцы на пляже. Валенсия, 1899. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Астурии



Сорванцы на пляже. Фрагмент



Хоакин Соролья. Приготовление изюма, 1908. Холст, масло. ГМИИ имени А.С. Пушкина



Хоакин Соролья. Скалы в Хавеа и белая лодка. 1905. Холст, масло. Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса

В картине "Купание на пляже" художни изобразил семейную сцену купания в движении. В центре внимания - типичная рыбацкая семья, у которой берег - это место работы, досуга и отдыха.



Хоакин Соролья. Купание на пляже, 1908. Холст, масло. Музей Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

Первые шаги Адольфо Гиарда в импрессионизме были сделаны в Париже после знакомства с художником Эдгаром Дега. Как и у французского живописца, у Гиарда главным сюжетом для изображения стали девушки в момент сосредоточенной работы, но это были не балерины, а простые работницы, которые ему позировали в парках. Вернувшись из Парижа в Бильбао, Гиард предпочел городу сельскую местность. Здесь художник открыл мир нетронутой природы и простых людей. Основная тема его творчества - человек как гармоничное продолжение природы. Так, например, в картине "Деревенская девушка на полевых работах" изображена молодая крестьянка в минуту отдыха посреди осеннего леса.



Адольфо Гиард. Деревенская девушка на полевых работах, 1892. Корпоративная коллекция Ибердрола, Бильбао



Адольфо Гиард. Белошвейки в парке, 1884-1885. Холст, масло. Корпоративная коллекция Ибердрола, Бильбао



Белошвейки в парке. Фрагмент

Аурелиано де Беруэте-и-Морет (1845 -1912) - испанский художник-импрессионист и политический деятель. Родился в Мадриде, получил юридическое образование и защитил докторскую диссертацию. Стал профессиональным политиком и в 1871 и 1872 годах. был депутатом законодательного собрания. Оставив политическую деятельность, начал профессионально заниматься живописью и поступил в Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. В последние годы жизни написал несколько трактатов о живописи и монографию о творчестве Веласкеса, изданную в 1898 году в Париже.



Аурелиано де Беруэте-и-Морет. Вид на Гуадарраму с Эль-Плантио, 1901. Холст, масло. Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса



Элесиу Мейфрен бросил медицинскую карьеру и поступил в Школу изящных искусств в Барселоне. Его учителями были художники Антонио Каба и Рамон Марти Альсина. Он завершил обучение в Париже, где впервые оказался в 1879 году.  В том же году он получил первую премию на Региональной выставке изобразительных искусств в Валенсии. Пребывание в Италии также имело важное значение для его формирования. Вернувшись в Испанию, он участвовал в 1881 году в Национальной выставке в Мадриде. Мейфрен вопреки местному обычаю, принял решение выставить на аукцион все картины, не проданные на выставке. По этому случаю его друг Сантьяго Русиньоль выступил в роли оценщика. В результате продажи Мейфрен смог отправиться в Италию, где много рисовал особенно в Венеции и Неаполе.



Элисеу Мейфрен. Моя мастерская. Этюд. Около 1890. Холст, масло. Собрание Ди Стефано Пиронти. Барселона

В 1892 году Мейфрен вернулся в Париж и поменял свой живописный стиль. Его палитра стала ясной, в ней появились светло-голубые, светло-охристые и золотистые тона. В 1897 году он переехал на Канарские острова. Там его дом стал академией для молодые местных художников.
С наступлением века известность Мейфрена достигла своего пика. Его работы одновременно выставлялись на нескольких выставках практически одновременно, как в Барселоне и Мадриде, так и в Париже.



Элисеу Мейфрен. Пляж Риба-дЭс-Поал. Кадакес, около 1902. Холст, масло. Частное собрание, Барселона



Пляж. Фрагмент

Исидре Нонель - каталонский художник, график, карикатурист и дизайнер, один из крупнейших представителей каталонского постмодерна начала ХХ столетия. Родился в зажиточной семье торговцев мучными и кулинарными изделиями. Как и его друг детства, Жоаким Мир, Исидре уже в юные годы увлекался живописью и рисунком, и при финансовой поддержке отца между 1884 и 1892 годами брал уроки живописи у различных барселонских художников.



Изидре Нонель. Торговка каштанами, около 1897-1900. Холст, масло. Музей Эл-Конвентет, Барселона



Торговка каштанами. Фрагмент

Удивительно, но первое знакомство с французским импрессионизмом разочаровало Изидре Нонеля. Но уже совсем скоро он изменил своё мнение, называя Моне "самой яркой личностью, самым современным и гениальным" из всех.



Изидре Нонель. Пляж в Аренс-де-Мар, 1891. Холст, масло. Собрание Соланик-Мартореля, Барселона

Особое место в творчестве Нонеля занимала тема бедности и социальной беззащитности. Шесть работ, в число которых вошло произведение "Старая цыганка", были представлены художником в 1904 году на Салоне Независимых в Париже. Новаторский характер произведений привлек внимание влиятельных критиков, тогда как в Барселоне и зрители, и большая часть критиков решительно отвергли картины цыганского цикла. Это не остановило художника, и он до конца жизни писал цыган.



Изидре Нонель. Старая цыганка, 1903. Холст, масло. Частное собрание, Барселона

Художник и гравёр Рикард Каналс был лучшим другом Изидре Нонеля, вместе с которым он учился в барселонской Школе изящных искусств. Однако академического образования не завершили оба. Бросив школу, художники перешли к работе на пленэре, что было достаточно радикальным решением для того времени. Увлечение работой на открытом воздухе переросло в профессиональный интерес и принесло испанским импрессионистам мировое признание и восторженные рецензии критиков. Летом 1896 года Каналс и Нонель оказались в местечке Кальдес-де-Бои. Здесь, в Пиренеях, была создана картина "Долина Бои". Написанная в свободной манере холодной цветовой гаммой она напоминала работы французских импрессионистов. "Великолепные впечатления" - так оценили критики эту и другие привезенные из пиренейской поездки картины.



Рикард Канальс. Долина Бои, около 1896. Холст, масло. Собрание Франсеска Фонбоны, Барселона

На следующий год Каналс и Нонель отправились покорять Париж. В этот период, затянувшийся на долгие девять лет, Каналс создал картину "Купание" - наиболее импрессионистическое полотно из всего написанного в это время. По своему сюжету оно перекликается с работами Клода Моне и особенно со сценами купания Эдгара Дега. Интересно, что в отличие от французских художников, у Каналса обнаженная натура сохраняет все признаки изображения классической скульптуры, напоминая античную Афродиту работы Праксителя.



Рикард Каналс. Ванна, 1905. Plandiura collection, purchased 1932. Museu Nacional d’Art de Catalunya, Barcelona



Рикард Каналс. Гавань, около 1920. Холст, масло. Фонд Франсиско Годиа, Барселона



Гавань. Фрагмент



Игнази Мальол. Кусты роз (Коста-Брава), 1920. Холст, масло. Приобретено на Выставке искусств в Барселоне, 1922. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона. Фото: Музей национального искусства Каталонии, Барселона



Слева - Мариан Пиделасерра. Парижская улица (Зимнее солнце), около 1900-1901. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.
В центре - Мариан Пиделасерра. Парижская улица (Зимнее впечатление), около 1900-1901. Холст, масло. Частное собрание, Барселона. 
Справа - Пере Изерн. Улица Сент-Андре-дез-Ар. Вид из моей мастерской, 1900. Холст, масло. Собрание Франсеска Фонбоны, Барселона



Мариан Пиделасерра открыл для себя импрессионизм в возрасте 19 лет в Париже. Пиделасерра после пребывания в Париже, где провел два года, превратился в одного из первых провозвестников французского импрессионизма в Каталонии. С новой техникой Мариан Пиделасерра экспериментировал, рисуя портреты близких друзей: художника Пере Изерна и скульптора Эмили Фонбоны. Мастер создал по меньшей мере три портрета Фонбоны маслом, один из которых как раз представлен на выставке. Образ близкого друга выполнен в новой смелой манере. Кстати, именитый скульптор Эмиль Фонбона приходится двоюродным дедушкой куратору выставки "Импрессионизм и испанское искусство" Франсеску Фонбоне.



Мариан Пиделасерра. Портрет Эмили Фонбоны, Париж, 1900-1901. Собрание Франсеска Фонбоны



Мариан Пиделасерра. Зелёные купальни (Утреннее солнце), около 1900-1901. Холст, масло. Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона



Мариан Пиделасерра. Желтые бани. Утреннее солнце. ок. 1900-1901. Коллекция Касакуберта Марсанс



Мариан Пиделасера. Портрет художника Пере Изерна, Париж, 1901. Холст, масло. Дар Эдуарда Изерна, 1948. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона



Портрет художника Пере Изерна. Фрагмент



Мариан Пиделасера. Париж. Этюд к Портрету художника Пере Изерна, около 1900. Картон, масло. Библиотека-музей Виктора Балагера, Виланова-и-ла-Желтру



Творческое становление Англада-Камарасы проходило в частных студиях Парижа. Его стиль напоминает манеру Тулуз-Лотрека и Густава Климта. Белый павлин - одна из самых известных работ художника. В её названии скрыта метафора - павлином художник назвал куртизанку в белом платье.



Эрмен Англада-Камараса. Белый павлин, 1904. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса



Белый павлин. Фрагмент



Эрмен Англада-Камараса. Праздник Республики. Париж. 14 июля, около 1900-1904. Дерево, масло. Собрание Беатрис Англада-Камараса, Порт-де-

Художник Игнасио Cулоага был продолжателем старинной династии бакских художников. Он был очень популярен на рубеже XIX-XX веков, с 1890 года жил в Париже, на Монмартре, и дружил с Анри Тулуз-Лотреком, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, вместе с ними участвовал в выставках, переписывался с Огюстом Роденом. Любимыми темами Сулоаги были народный танец фламенко, средневековая испанская архитектура и цыгане. В начале ХХ века именно благодаря Игнасио Сулоаге был заново открыт великий Эль Греко, появилась мода на испанскую живопись, собирать которую стали многие художники и коллекционеры, включая Ивана Щукина.
Джон Сингер Сарджент написал восторженное предисловие к каталогу работ, выпущенному перед американским выставочным турне художника. Русские коллекционеры охотились за его работами - и в годы этой всеобщей одержимости Сулоагой коллекционер Михаил Рябушинский купил одну из его лучших работ "Карлик Грегорио". Сейчас эта картина находится в собрании Эрмитажа. Его картины прямо с выставок покупали музеи Парижа и Барселоны, его работы включали в национальные экспозиции на Венецианской биеннале и всемирных выставках.



Игнасио Сулоага. Мои отец и сестра в Париже, 1891. Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педроса



Мои отец и сестра в Париже. Фрагмент

Доказательством успеха Игнасио Сулоаги стал портрет влиятельного критика Шарля Мориса и его жены. Сначала Сулоага написал поясной мужской портрет, а после женитьбы заказчика надставил холст, добавив женский образ.



Игнасио Сулоага. Шарль Морис с женой, 1896. Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо де Педраса



Игнасио Сулоага. Автопортрет, 1908. Холст, масло. ГМИИ имени А.С. Пушкина



Автопортрет. Фрагмент

На выставке "Импрессионизм и испанское искусство" живописные работы дополнят графика и скульптура каталонца Рикарда Гино. В начале 1900-х годов художник посещал школу искусств на Монмартре, а в 1913 году был помощником Огюста Ренуара и работал над скульптурными проектами в загородной резиденции великого мастера.



Рикард Гино. Пьер-Огюст Ренуар в старости, 1918. Литография. Дар семьи Гино. Мэрия Жироны. Музей истории Жироны

Однако совместное творчество только помешало карьере Гино: ему пришлось бороться за право называться соавтором ряда подписанных Ренуаром произведений. Десятилетние судебные разбирательства, к счастью, завершились победой Гино. Представленная на выставке литография интересна тем, что этот портрет Ренуара был выполнен с натуры. Кроме того, это одно из немногих индивидуальных произведений Гино в период его совместного творчества с Ренуаром.



Пьер-Огюст Ренуар в старости. Фрагмент

Испанцы Сантьяго Русиньоль и Рамон Казас, вдохновленные импрессионизмом, вернувшись в Барселону из Парижа, открыли артистическое кафе "Четыре кота" по образу и подобию легендарного парижского кабаре"Черный кот". Именно здесь прошли первые выставки молодого Пабло Пикассо.



Сантьяго Русиньоль. Эрик Сати, играющий на фисгармонии, 1891. Холст, масло. Частное собрание, Барселона



Сантьяго Русиньоль. Баркасы на Сене, около 1894. Холст, масло. Коллекция банка



Сантьяго Русиньоль. Окраина, 1891. Холст, масло. Художественная галерея Долорс Жуньент, Барселона



Окраина. Фрагмент



Игнази Мальол. Морской пейзаж, около 1922. Холст, масло. Совет провинции Таррагона. Музей современного искусства



Один из главных героев экспозиции - Жоаким Мир. Его "Ноктюрн. Замок Бельвер (Мальорка)" был написан в 1900-м, а "Пропасть. Мальорка" создавалась в первые годы XX столетия, и это уже не импрессионизм, а нечто иное. В ночном пейзаже конкретики нет вовсе - только темные плоскости разного оттенка, в которых угадываются контуры древней крепости посреди залива, освещённого несколькими скупыми огнями. Тогда как в вертикально вытянутом изображении ущелья линии, напротив, отчетливы, но это не реалистический пейзаж, а символистский образ.



Жоаким Мир. Ноктюрн. Замок Бельвер (Мальорка), 1900. Холст, масло. Частное собрание, Барселона



Жоаким Мир. Пропасть, Мальорка, около 1901-1904. Холст, масло. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса



Жоаким Мир. Сан-Женис-делс-Агудельс, 1898. Холст, масло. Музей модернизма, Барселона

Рамон Касас - юный гений, на редкость удачливый во всем. Рассмотрев в сыне страстное увлечение рисованием, родители освободили его от занятий в школе, когда мальчику было всего 11 лет. В 15 лет он стал соавтором барселонского журнала об искусстве, и в том же году родители отпустили его в Париж учиться у модного живописца Каролюс-Дюрана и поддерживали деньгами и верой в его призвание. Уже через 2 года его работы принимали в Салоне.
Через несколько лет Касас не давал умереть от голода своим соотечественникам-художникам Сулоаге и Русиньолю. Он же по возвращению в Барселону вложил деньги в бар "Четыре кота", потому что остальные основатели могли пока вкладывать в дело лишь энтузиазм. Это заведение было единственной в городе альтернативой традиционным выставкам академического искусства в галерее Sala Parès.



На большой картине изображена веранда дома, в котором родился и вырос Рамон Казас. Просторный балкон был любимым местом сбора всей семьи, моделями для художника стали сестра Казаса и её муж, аристократ Эдуард Ньето.



Рамон Казас. На открытой террасе, 1892. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса



На открытой террасе. Фрагмент

Рамон Касас стал самым известным в Барселоне художником-модернистом, он был знаком с богемой города и писал портреты каждого второго. Кроме того, он легко осваил плакатное искусство и графический дизайн.  При реконструкции отеля Fonda España художника пригласили покрыть росписями стены и потолок ресторана.



Рамон Касас. Монмартр. ок. 1890-1891. Библиотека-музей Виктора Балагера, Виланова-и-ла-Жельтру

В испанской живописи популярной темой было изображение боя быков, в частности, этот сюжет часто встречался в творчестве великого Гойи. Та же тема привлекала и Рамона Казаса, чьи работы выполнены быстрыми, короткими мазками, в спонтанной манере, подчеркивающей интерес автора к происходящему на арене. На картине "Арена для боя быков, Барселона" изображен конец первой части действа, когда тореро закончил испытывать норов быка желто-красным плащом, а публика застыла в ожидании.



Рамон Казас. Арена для боя быков, Барселона, 1884. Музей Монсеррата, Аббатство Монсеррат

Композиционно изображение выстроено так, что зрители становятся главным действующим лицом картины, для их изображения художник использовал перенятую у Гойи и напоминающую пуантилизм технику изображения толпы - при помощи крошечных красочных пятен.





Рамон Касас Карбо. Барселонский яхт-клуб, 1892. Монастырь Монсеррат, Барселона

Дарио Регойос вырос в Мадриде в семье архитектора, которого пригласили из Валенсии отстраивать и модернизировать столичные кварталы. Для студента Ригойоса, который успел отучиться 2 года в Мадридской школе живописи, скульптуры и гравюры, поворотным событием в карьере и жизни стало путешествие в Брюссель. Оно затянулось надолго.
В Бельгии юного художника захватила артистическая жизнь. А через некоторое время он стал единственным иностранцем в знаменитой бельгийской "Группе двадцати" - той самой, которая устраивала выставки Берты Моризо, Камиля Писсарро, Жоржа Сёра, Джеймса Уистлера, Джона Сингера Сарджента, Анри де Тулуз-Лотрека в середине 80-х. Именно на одной из выставок "Группы двадцати" были проданы "Красные виноградники в Арле" Ван Гога. Словом, брюссельская художественная богема и даже бельгийские зрители оказались восприимчивы к искусству, которое французы ещё не принимали.
Дарио де Ригойос в течение нескольких лет экспериментировал с техникой пуантилизма, а в 1893 году его неоимпрессионисткая работа "Сети" была представлена на парижском Салоне независимых. Парижский арт-дилер Дюран-Рюэль устраивал персональные выставки Регойоса несколько лет подряд.



Дарио Регойос. Сети. 1893. Частная коллекция, Мадрид



Сети. Фрагмент

Вообще, Регойос гораздо быстрее стал известен и признан за границей, чем на родине: в Мадриде к его работам отнеслись холодно, а на одной из выставок в Барселоне случилась печальная история с картиной "Месяц Богородицы в Брюсселе". Эта картина так восхитил местных художников, что они решили выкупить её и передать в дар музею Барселоны. В общей покупке участвовали 5 художников (включая Русиньоля и Касаса), два критика и архитектор Антонио Гауди. К сожалению, музей от подарка отказался.



Дарио де Ригейрос. Месяц Богородицы в Брюсселе, 1884. Частное собрание Касакуберта Марсанс, Барселона

Работа Дарио Регойоса "Процессия капуцинов в Фуентеррабии" была написана на вилле Буэнависта в городе Ирун, неподалеку от которого расположен поселок Фуэнтеррабиа. На полотне изображено праздничное шествие членов ордена капуцинов. В нём принимают участие лишь монахи с выбритыми макушками в коричневых рясах и монашки в черных одеяниях. Интересно, что на балконах соседних зданий можно увидеть только женщин: светских мужчин на картине нет. Эта работа является одним из самых важных импрессионистских произведений Регойоса.



Дарио де Регойос. Процессия капуцинов в Фуентеррабии, 1902. Холст, масло. Собрание Казакуберта Морсанс, Барселона

Фортуни прожил всего 36 лет, но был настоящей звездой, причем далеко за пределами родины. Оставшегося сиротой в 12 лет Мариано воспитывал дед-столяр. Это он научил внука лепить фигурки из воска и раскрашивать их. Мальчик так мастерски освоил это ремесло, что испанские меценаты обратили на него внимание и оплатили обучение в школе искусств. По окончании школы Фортуни тут же победил в конкурсе и получил стипендию на двухлетнее обучение в Риме.
Но самым главным впечатлением и творческим импульсом для Фортуни стали поездки в Марокко. Тут все тоже сложилось неожиданно и само собой: разразилась испано-марокканская война, и власти Барселоны отправили художника в Марокко - наблюдать за сражениями и фиксировать военные победы Испании. Но помимо непосредственных задач военного художника Фортуни делал и мирные зарисовки местных жителей, архитектуры, пейзажей.
Мариано Фортуни был невероятно популярен в Париже в 1860-е, им восхищались русские художники Илья Репин, Павел Чистяков, Валентин Серов, Василий Поленов. Долгое увлечение Востоком сделало Фортуни главным ориенталистом Европы. Мариано Фортуни умер неожиданно в 1874 году, как раз в том же году, когда в Париже прошла первая выставка импрессионистов. Но работы последних лет его жизни свидетельствуют о начале совсем нового этапа в его творчестве: на многочисленных пейзажах из Гранады и Портичи разливается настоящий импрессионистский свет и ложатся настоящие импрессионистские цветные тени.



Мариано Фортуни-и-Карбо. Улица Гранателло в Портичи, 1874. Коллекция Вида Муньона, Альмерия



выставка, импрессионисты

Previous post Next post
Up