Оригинал взят у
galik_123 в
Выставка Веласкеса в ПарижеНовость из мира искусства
Сейчас, впрочем как и всегда, в Париже происходят интересные художественные события. Этот город - не только столица мировой моды, но и мировой центр искусств. На одной территории, экспонируются две потрясающие выставки - век XVI соседствует с XXI. Об одной я уже рассказала
http://galik-123.livejournal.com/99678.html. Но в этом же Большом дворце - ещё грандиозное событие в мире искусств.
1. В Гран-Пале до 13 июля 2015 года проходит большая выставка Диего Веласкеса (1599-1660). Веласкес был лидером испанской школы и официальным художником при дворе Филиппа IV. Для выставки организаторы французского вернисажа собирали шедевры по всему миру в течение двух лет. Наибольшей коллекцией работ Веласкеса располагает Мадридский музей Прадо, удача нынешнего вернисажа в том, что 7 из 48 хранящихся там работ художника привезены в Париж. Кроме того, Лондонская Национальная Галерея, Арт Институт Чикаго, Музей Метрополитен, Музей искусств Бостона, Музей истории искусств Вены предоставили не только известнейшие полотна, но и ранние работы Веласкеса, и его известные портреты придворных шутов и карликов. Выставка организована согласно хронологическому порядку.
Автопортрет, 1640. Королевская академии изящных искусств, Валенсия, Испания
2. В качестве рекламного постера к выставке выбрана "Инфанта Маргарита Тереза в голубом платье", изображающая ту же самую маленькую девочку с трогательным взглядом, которая стоит в центре знаменитой картины "Менины". Только там это был пятилетний веселый ребенок, а здесь уже серьезная восьмилетняя девочка. На этом великолепном портрете, заказанном Веласкесу для ее жениха императора Леопольда I, отражена ее двойная жизнь. С одной стороны, она драгоценная маленькая девочка (дети, рожденные от состоящих в родстве Габсбургов, часто умирали в раннем возрасте), а с другой - просто пешка в дипломатической игре.
Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте, 1659. Венский музей истории искусств
3. Гран-пале не смог получить на время выставки "Фрейлин (Менин)". Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде. На этой картине - ателье Веласкеса в королевском дворце. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Направляя свет и взгляды родителей на девочку, Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
Менины (Фрейлины),1656. Музей Прадо, Мадрид
4. Все картины, представленные на этой выставке, достаточно редкие и замечательные. Среди них и знаменитая работа из римской Галереи Дориа-Памфили, которую прототип назвал "слишком правдивой". На картине Папа изображён таким, каким его увидел Веласкес в первый раз - энергичным и подозрительным. Колористическая гамма сконцентрирована на двух тонах - красном и белом. В награду за портрет художник получил массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне, осыпанном самоцветами. На письме, которое держит Папа в левой руке, написано "Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического".
Портрет папы Иннокентия X, 1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим
5. Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много, как при испанском. Во взгляде карлика на представленном на выставке портрете читается ум, проницательность и мрачное отчаяние.
Карлик, сидящий на полу (Дон Себастиян де Морра), 1645. Музей Прадо, Мадрид
6. Хотя большинство работ Веласкеса всё же остались в Испании, королевский дворец Мадрида предоставил для выставки в Париже восхитительную работу "Белый конь".
.
Белый конь, 1634-35. Королевский дворец в Мадриде
7. Особенно интересны полотна, прибывшие из-за океана, например "Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом", хранящийся в Бостоне. На фоне бордового занавеса в окружении подушек и ковров двухлетний наследник испанского престола в одеянии, богато вышитом золотом, стоит прямо и неподвижно рядом с карликом, который пытается обернуться, чтобы увидеть своего товарища по играм. Подвижный карлик, держащий в руках погремушку и яблоко, словно скипетр и державу, является полной противоположностью застывшему принцу.
Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом, 1631-1632
8. Следующий портрет этого же принца воплотил в себе саму сущность барочного портрета. Мальчик и животное символизируют молодость и энергию, нашедшие отражение в живой манере, в которой написана картина. Балтазар умер в возрасте 16 лет, оставив своего отца Филиппа IV без наследника.
Конный портрет инфанта Бальтасара Карлоса. Музей Прадо, Мадрид
9. Портрет инфанты Марии-Терезии, старшей сестры Маргариты.
Инфанта Maрия-Терезия,1652. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
10. Отдельный зал посвящен загадочной "Венере с зеркалом". Представленная работа - единственная картина Диего Веласкеса, на которой запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям. Впервые картина упоминается в 1651 году как хранящаяся в коллекции молодого сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. Картина Веласкеса оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления "Махи обнаженной" Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Туалет Венеры. Национальная галерея, Лондон
Наряду с произведениями Веласкеса, отдельный зал экспозиции выделен для художников, работавших в его мастерской. Влияние Караваджо на творчество Веласкеса, и влияние самого Веласкеса на творчество импрессионистов - вот ещё некоторые темы выставки в Париже. Идея проходящей выставки в том, чтобы освежить впечатления зрителей о Веласкесе.