На балконе

Nov 22, 2012 11:35

Мане написал картину "На балконе" в 1868м году, в 69м она была принята в Салон. Из письма Берты Моризо своей сестре, май 69го: "...Ты понимаешь, что моим первым желанием было пойти в зал на букву М. Я нашла Мане в сбившейся шляпе, растерянного. Он просил меня пойти взглянуть на его вещи, потому что сам боялся показаться. Никогда я не видела у него такого взволнованного лица; он смеялся нервным смехом, то говоря, что его картина ("Балкон") никуда не годится, то уверяя, что она будет иметь успех..."




Общий сюжет этой картины навеян работой Гойи "Махи на балконе". Без всякого сомнения Мане видел эту картину Гойи; впервые - возможно во время поездки в Мадрид в августе 65го года; кроме того, у него дома была книжка про жизнь Гойи, вышедшая во Франции в 67м году.



В отличие от Гойи, Мане поместил на балкон своих друзей: Берту Моризо (сидит), скрипачку и художника (стоят). Один современный художник подчеркнул связь этих двух работ в остроумной картине "Испанские гости".



Но картина Мане, конечно, совершенно другая. Прежде всего, поражает полное отсутствие какого-то взаимодействия между персонажами, каждый сам по себе, каждый думает о чём-то своём, все смотрят в разные стороны. Кроме того, все персонажи погружены в себя, есть ощущение, что даже сидящая девушка смотрит не на улицу, а "поверх голов". Некоторые считают, что всё это вместе создает ощущение натюрморта, некой композиции с тремя вписанными пришедшими издалека и не связанными между собой не вполне живыми фигурами. Можно отметить также черезчур толстую зелёную решетку, отгораживающую эти фигуры от реальной жизни; вместе с зелеными дверьми это создает некий клаустрофобический эффект.



Критики говорят, что Берта Моризо привлекает нас своей красотой и элегантностью, это такая романтическая фигура широко раскрытыми карими глазами и красным веером, мечтательно смотрит вдаль. Сама же Моризо писала сестре так: "
Я, право, нахожу его очаровательным человеком, и он мне бесконечно нравится. Его живопись производит, как всегда, впечатление, подобное диким или даже недозревшим плодам, но всё же она меня привлекает. В "Балконе" я получилась скоре странной нежели уродливой, и среди любопытных уже распространился эпитет "роковой женщины"". Заканчивая серию балконов на оптимистической ноте, хочу показать ещё вот такого Магритта; картина называется "Мане, "На балконе"". Как поёт Щербаков,

А те, с кем я бы всласть потолковал,
кого бы выслушал всерьёз, -
те, зная истину, хранят молчание
в своих бестрепетных
гробах.



P.S. Я продублировал этот пост у себя, прошу прощения у тех, кто дважды наткнулся на один и тот же балкон.

Магритт, Гойя, Моризо, Мане

Previous post Next post
Up