Не знаю, насколько общественность в курсе дела, но в Третьяковской Галерее проходит матч на первенство мира по шахматам между Виши Анандом и Борисом Гельфандом. Сыграли уже шесть партий, пока счёт ничейный, 3:3. Прямые трансляции партий (как и архивные записи прошлых партий) с живыми комментариями гроссмейстеров (на английском и на русском) можно посмотреть вот тут:
http://moscow2012.fide.com/ Время от времени показ партий прерывается, и зрителям рассказывают про Третьяковскую Галерею, очень интересно. На днях про Сурикова рассказывали. "Утро стрелецкой казни" и "Меньшиков в Березове". Жена Меньшикова до Сибири не доехала, умерла по дороге. Старшую (болезненную) дочку Меньшикова Суриков писал с собственной жены, которая тоже была больна, ей было тяжело позировать. Долго искал, с кого бы написать Меньшикова, увидел какого-то мужика на улице. Тот оказался бывшим учителем, жил один. Чтобы тот согласился позировать, Суриков сказал ему, что будет писать с него Суворова.
До этого обсуждали портреты. Я по части русской живописи подкован мало, многое было в новинку. Поразила концепция Третьякова, он заказывал художникам портреты разных писателей/композиторов, стремясь создать галерею "властителей дум", в стиле такого светского иконостаса. Какие-то картины (портреты Мусоргского, Достоевского, Чехова) я знал, другие (портреты Толстого, Некрасова, какой-то актрисы) видел впервые. Оказывается, когда Крамской писал Толстого, тот одновременно выводил его в Анне Карениной.
Войдя в студию, художник Михайлов еще раз оглянул гостей и отметил в своем воображении еще выражение лица Вронского, в особенности его скул. Несмотря, на то, что его художественное чувство не переставая работало, собирая себе материал, несмотря на то, что он чувствовал все большее и большее волнение оттого, что приближалась минута суждений о его работе, он быстро и тонко из незаметных признаков составлял себе понятие об этих трех лицах.
Толстой долго не соглашался позировать, требовал, чтобы если портрет ему не понравился, он был бы уничтожен, а если бы понравился, то чтобы Крамской написал второй такой же для семьи Толстого. А в то время Толстой еще не был властителем дум, главным писателем считался Тургенев. Кстати, показывали и поздний портрет Толстого работы Ге.