На этот раз речь пойдет о «Другой стороне» Альфреда Кубина.
Герой «Другой стороны», художник (как ни удивительно), получает заманчивое приглашение от старого школьного товарища Патеры - пересечь полмира и поселиться в сердце Азии, в новоявленной стране, где этот школьный товарищ стал императором. Герой - человек нестабильный, но увлекающийся, и после недолгих раздумий он вместе с женой проделывает долгий и опасный путь, чтобы навестить доброго друга. Царство грез и его столица Перле оказываются конструктом, живущим по законам - не сна даже, а скорее ночного кошмара. Здесь всегда пасмурно и жители уже сами не помнят, когда в последний раз видели солнце. Архитектура страны - это дома, целиком привезенные со всех концов света. Дома самые разные и причудливые, роскошные и нищенские, но все они довольно ветхие и объединены дурной славой. В этих домах сходили с ума, убивали и кончали с собой, видели призраков и плели интриги. Мир Перле кажется мрачноватым, но спокойным и безопасным, однако, как и любой сон, в определенный момент он выходит из-под контроля.
Жители Перле, вроде бы, все пристроены и заняты каким-либо делом. Но неотъемлемая часть их повседневности - странные ритуалы. Так,
они регулярно собираются на площади, чтобы поклониться башенным часам. Объяснение этой странной привычки кажется логичным - все дело в великих чарах часов. И в остальных областях жизни горожане руководствуются фатализмом и букетом суеверий. Герой поначалу пытается наблюдать и анализировать, сохраняя рассудок, но, сам того не замечая, вскоре принимает правила игры. Вот ему уже и не кажется особенно удивительным, например, то, что все немногочисленные дети, рожденные в Перле, (жители неохотно плодятся - к чему лишние хлопоты, они и так устали от всего на свете) лишены ногтевой фаланги на большом пальце левой руки. И чем прочнее узы, которые связывают его с фантасмагорией Патеры, тем худшие последствия влекут за собой любые попытки сопротивления. У всех людей, которых герой встречает на своем пути, появляются злые двойники, его слишком жизнелюбивая жена смертельно заболевает, а его собственное существование оборачивается чередой готических предзнаменований: