Работа барабанщиком

Jan 01, 2023 23:23



Введение

Барабаны - немелодический инструмент в мире музыки. Музыка состоит из мелодий, поэтому автором музыки барабанщику не стать. Исключение - барабанщику принадлежит имя группы - например, Металлика.

В оркестре барабанщик нужен для нагнетания напряжения. В бигбэнде он вместе с контрабасистом отвечает за ритм и может сыграть соло, пока отдыхают музыканты, ответственные за мелодии. В советских ВИА барабанщик не должен заглушать певцов-солистов, что в тех условиях означало игру на минимальной громкости. Такие правила игры.

У певцов в СССР ставка была в два раза выше инструменталистов, авторы музыки - и вовсе привилегированная каста. Но благодаря мировой популярности Beatles, и далее по списку группа могла рассчитывать на успех, только если в составе есть барабанщик. Ринго Старр был визуально равен недосягаемым для обычного барабанщика авторам и исполнителям, и для рядового фэна значил больше менеджера, продюсера, или звукорежиссера. Последние были наемными работниками, которых звезды могли уволить - а Ринго Старр был звездой.

Стал бурно развиваться инструментальный рынок барабанов со своими внутренними звездами и культовыми фигурами. Звезды стали неплохо
зарабатывать, получая возможность играть концерты с группами имени себя, что привело к росту статуса профессии - есть за что бороться!

Со временем рок-барабанщиков вернули обратно в "оркестр". Кто, как я, начинал играть, вдохновленный примером лидеров групп Майка Портного и Ларса Ульриха, или одного среди равных Нила Пирта (на мой взгляд, лучшая модель группы (Rush),  ушедшая в прошлое), теперь учат партии, написанные гитаристом,


басистом (он хотя бы знает, что такое ритм-секция), или клавишником (туши свет, причем вместе с басистом), конкурируя со звездами Ютуба и Тиктока, которые в моменте всегда лучше играют и звучат.

Охват максимальной аудитории, привлечение новых слушателей, партии, которые можно исполнить только после долгой тренировки - все это превращает музыку в цирк, где каждый клоун не имеет права на ошибку. Слишком много людей пришли сюда, чтобы заработать, поэтому даже годы безупречной игры не делают тебе имя. Одно фото, или видео, пусть безобидное, неудачная огласка - и ты уволен из большой группы, несмотря на профессионализм и коммуникабельность.  А то и из большого бизнеса. Какая разница, как ты играешь, если ты приносишь медийные проблемы?! А на поиске и раздувании проблем такого рода выросла целая стая пираний. Им пофиг на музыку - ничего личного, просто бизнес.

Хорошо, если главные лица в группе - автор музыки и певец - ценят барабанщика, как музыканта. Время изменилось - сейчас вся правда в интернете. И даже после серии успешных концертов главным оказывается мнение из сети. На концерт можно не ходить, и музыку не слушать - а мнение иметь. И вот уже за блестяще сыгранный концерт ты получаешь двойку, потому что:
а) играл громко - вокал не слышно, или
б) играл тихо - не выкладывался.
Плюс в интернете всегда есть китаец, который сыграет лучше. Картина маслом.

Времена Джона Бонэма и Кози Пауэлла давно прошли. С современной точки зрения, если выбывает барабанщик, нужно просто крикнуть «следующий». И потом, когда следующий не потянет, прилюдно сокрушаться, а что делать, ну нету в Англии (подставить нужное) барабанщиков!
У - уважение к профессии, да.

Группа - маленький оркестр. Но музыканты оркестра не учат пьесу целиком - они играют партии по нотам, а о главном - произведении - должен заботиться дирижер. В группе набор музыкальных голосов небольшой, произведения звучат сухо и похоже друг на друга, так как все играют от начала до конца. Значит, надо:
а) позволить музыкантам играть ярко, с вибрато, в оттяжку, и т. д. - это рок-подход;
б) добавить партии других инструментов - это подход оркестровый. Если вкратце.

Как тогда быть с джемами, или импровизацией в рамках контекста, когда партии просто нет? Чтобы хорошо импровизировать, нужно сначала долго плохо импровизировать (с). Если импровизируешь, как робот, отдачи не будет - нужно прочувствовать, что уместно в данный момент времени, и ярко и талантливо исполнить. И здесь мы подходим к развилке между максимализмом и творчеством. С точки зрения максималиста, лажи быть не должно, значит, сначала выдолби свою импровизацию дома.
- И это импровизация? - спросит изумленный музыкант.
- Да - ответит максималист - Я за тебя (дурака) все придумал, надо только исполнить.
- А где тут мое видение и опыт?
- Вот тут, в пространстве между нотами и инструментом.

Творчество появляется, когда музыка допускает живость изложения. Это иногда непрофессионально, но всегда доверительно - от сердца к сердцу. Мы общаемся на равных на языке музыки.

В поп- и кино-музыке нужен в первую очередь продакшн - общий звук. Высочайшее качество, которое вживую передать получится только на аппаратуре такого же качества и в специально спроектированном зале - таком, например, как Крокус-сити холл. Это музыка, которая выходит за пределы ее любителей, и в рекламу которой вкладываются серьезные деньги - гораздо более серьезные, чем в любой музыкальный проект. Аудитория, которую в свое время окормляли только знаменитые музыканты с помощью радио, ТВ и других средств массовой информации, с появлением интернета разделилась на ниши со своими микрокумирами. А концерты, даже самые гениально сыгранные - были, да сплыли.

Большая и средняя рок-музыка до пандемии опиралась на доходы с концертов. В той схеме прибыль с продаж получали правообладатели, часть - авторы и разовую выплату (в лучшем случае) - музыканты, в том числе драммеры. Доход музыканта - только с концертов и сторонних записей.

Если начинаешь плотно сотрудничать с популярной группой, выпадаешь из предыдущего круга общения - для них ты занят. Поэтому после увольнения обязательно будет простой, что значит - соломку в виде посторонней занятости музыканту нужно стелить всю жизнь. В том числе, становиться тренером-преподавателем, так как активный музыкальный бизнес крайне не надежен. Пенсия будет только у профессионально
образованных музыкантов с 45 лет, все остальные будут пахать, пока здоровье позволяет.

Многолетние мантры, что группа звучит так, как играет барабанщик,  давно устарели - сейчас, если группа не прозвучала, виноват звукорежиссер. Барабаны инструмент непростой, как физически, так и морально - так ради чего этим всем заниматься? У меня четкого ответа нет, но есть опыт многолетней работы барабанщиком. О нем - ниже.

Глава 1. Как становятся музыкантами.

Из любви к музыке. Всё, главу можно закрывать (шутка).

Если развернуто - есть система музыкального образования. Музыкальная школа, училище, либо институт культуры, там нарабатываются связи, и коллеги советуют в разные коллективы. Критерий качества в данной системе - преподаватель.

И есть система образования общая, где человек учится в обычной школе, потом училище, либо ВУЗ, устраивается на работу как по специальности, так и по случаю - и этот путь сопровождает музыка, эмоционально соответствующая его настроению. Здесь критерий качества - ты сам.

На начальном этапе подросток собирается с друзьями, у которых похожий интерес к совместной игре на музыкальных инструментах, появляется группа, и начинаются первые репетиции. Дальше в группе возникает расслоение - кто-то играет все лучше и быстрее схватывает, кто-то занимается, но толку нет, а кто-то, без кого нельзя, становится лидером.

Взгляды на музыку и развитие группы у каждого свои, и, чем больше упорство лидера, тем скорее ему придется искать новых друзей-музыкантов. Так получилось, что, помимо нотной грамоты, надо уделить внимание коллегам с целью улучшения группового взаимодействия. На любительских началах никто ничего друг другу не должен, захотел - и не пришел на репетицию, захотел выпить перед концертом - и немедленно выпил. А что такого? Это же отдых от работы, и мы тут на одной волне, не так ли?...

Грань между любителями и профессионалами - зарплата. Профессионал - тот, кто живет за счет своего труда. А в труде дисциплина приобретает значение, равное исполнительскому мастерству. Мастерство требует много времени и внимания (концентрации), а также является суммой успешных музыкальных решений. Каким образом их принять, никто объяснять не будет. Надо самому постоянно анализировать чужие озарения, пытаться применить их на практике и бесконечно анализировать свои записи - что прозвучало хорошо, что - не очень. Решением подобного спектра задач профессиональные музыканты занимаются всю жизнь.

Важно также подобрать инструмент под стиль исполняемой музыки. Выработать манеру исполнения. Со временем отделить работающие коллективы от развлекающихся и стараться работать с первыми. В идеале, чтобы тебя ценили, как музыканта. Соблюдать дисциплину - приехать куда надо в любое время дня и ночи вовремя (!), решить технические вопросы со своим инструментом, корректно исполнять свои партии с учетом специфики жанра, и - уж конечно! - не бухать до и во время производственного времени (концерта). Последнее перестали прощать даже за талант.

Глава 2. Издержки.

"Я пришел в музыку за деньгами и не уйду, пока мне их не вернут"
Сергей Мазаев

И это правда. Музыкальный бизнес начинается с вложений в инструмент. Понимать, чем хороший инструмент отличается от плохого, музыканты начинают со временем и практикой. Платить невероятные деньги за 10% качества, если это разница между классным инструментом и просто хорошим, и стараться играть на самом лучшем - то есть, подходящем к манере игры, специфике жанра и месту в общей музыкальной палитре.

Есть и другой путь - купить первый попавшийся инструмент на всю жизнь, и исходить из его ограничений. Тогда ты сам себе закрываешь путь к дальнейшему музыкальному росту, рассчитывая на узнаваемость за счет успеха группы - но нет ничего постоянного. Вкусы публики изменчивы, предложение огромно  и растет все время, поэтому рассчитывать, что сиюминутный успех будет кормить всю жизнь, бессмысленно. Даже если ты ведешь сверхэкономный образ жизни, сбережений хватит ненадолго.

Творчество, если надо что-то создать, а не просто тупо передирать с Иоганна Себастьяна и иже, требовало выхода за рамки как стандартных гармоний, так и здравого смысла, поэтому стали употребляться разные вещества - если потом сработает одна из 10 безумных идей, она того стоит. Либо кто-то родился Творцом - но тогда надо ждать, пока талант пробьется сквозь неизбежные проблемы с коллективами по ходу взросления. Никто не любит людей с манией величия. И время быстро диктует новые тренды, в которые еще надо вписаться. Как показала практика, мировой тренд занимает порядка пяти лет - от первых ласточек-пионеров через зенит славы до полной смены декораций с обязательно новыми лицами. Потом надо ждать лет 15, когда лидерам можно будет продать себя как ретро. Первой лиге популярности не светит ничего.

За последние 30-40 лет прошло много трендов, как сочетающихся с классической музыкальной теорией, так и откровенно антимузыкальных, как в последнее время. Поляна традиционной популярной музыки  оказалась за это время вытоптана до состояния глины. Примерно, как в российской литературе появляется Владимир Сорокин, когда любая талантливая языковая находка уже давно продана, и, что не напиши, попадешь в классика, превзойти которого не получится. Значит, надо идти на понижение, чем-то жертвуя - либо содержанием, как Сорокин, либо формой, либо и тем, и другим, деградируя по-настоящему.

Я могу описать мой путь день за днем. На мой взгляд, это скучно. Простое перечисление дат без отсылки к эмоциям вгоняет в тоску.

Я помню наиболее яркие моменты моей практики. Их достаточно много, но потеряется нить, и станет не ясно, как я вообще там очутился, и почему.

Я могу составить список реакций на себя, как в плюс, так и в минус. В зависимости от этого, я либо выставлю себя дебилом, не просчитывающим последствия своих действий, либо гением, у которого всегда все есть так, как и было задумано. И то, и другое не соответствует действительности.

Надо быть честным - данная запись подводит итог моей деятельности на данный момент. Не зависимо от того, будет она продолжаться дальше, в каком виде и сколько времени. Событий было достаточно, в том числе и тех, которые в том времени и контексте не повторятся уже никогда. Например, первый посещенный мной концерт - в Тушино 28 сентября 1991 года. Металлика, и вот это вот всё.

статья

Previous post Next post
Up