Про запись, часть 2 - 2002-2007, времена меняются

Jul 14, 2016 19:19


18 - этой записи пришлось ждать почти два года, но она стала первой в череде культовых. 7 и 8 июля 2002-го года в Лыткарино, а, точнее, в поселке Петровского в здании старого ДК (студия Два барабанщика, позже переехавшая в ДК Мир в Лыткарино) я записал альбом Catharsis “Imago”, он же «Имаго». В силу некоторой необкатанности материала на концертах (весь он был написан и аранжирован с января по июнь 2002) и особенностей записи (под метроном по памяти играть песни целиком) пришлось непросто. Особенно намучился с хитом «Танцуй в огне», где техно-бочка не всегда сходилась с малым.




По оборудованию - барабаны японская Yamaha stage custom с глубокими томами (альт-том использовал только 13”), железо уже купил Zildjian - райд 20” Z Custom power служил мне верой и правдой с 2001-го по 2013-й, сейчас переехал в Воронеж, хэт 13” a custom с низом z dyno beat проработал еще лет пять и засветился, как и райд, на ДВД Catharsis в 2005-м, на обоих альбомах Hieronymus Bosch, и еще много где, ну а крэши - расходный материал. Тогда это были 15 и 19 a custom, быстро почившие. Комната для барабанов была небольшая, чуть больше туалета на Megasound. Барабаны записаны на 8-канальный ADAT, и оттуда в комп эти каналы сгонялись попарно в реальном времени (!). То есть, чтобы перегнать 8 каналов 5-минутной песни в комп, надо подождать 4 раза по 5 минут, вовремя нажимая нужные кнопки, то есть 20 минут минимум. Если таких песен 10, получается больше трех часов. В итоге, вышло четыре с чем-то: за это время сходили в магазин, купили теплого пива и рассказали с Андреем Ненадышиным много историй. Вся запись заняла 12 часов с отстройкой плюс 4 часа на перегонку в комп и запись на cd-r. Но это еще не все!

В том же июле передо мной была поставлена задача подложить сэмплы под все барабаны, по возможности совместив бочку с малым в критичных местах. Компьютера у меня тогда не было (!), и за первым опытом подложки я ездил в гости к другу Саши Тимонина Андрею Норду, работая за его компом, пока он был на работе. Спасибо большое!

Процесс этот крайне трудоемкий, особенно не умеючи. По 7-8 часов каждый день две недели я постигал эти премудрости методом тыка, и в итоге постиг! Аналогичным образом, но уже дома я подкладывал сэмплы под альбом Э.С.Т. «Злой рок» 2002-го года, а также под свои барабаны на альбоме Catharsis «Крылья» - но там подложена только бочка и малый. Не сказать, чтобы я так уж криво играл, и разницу между сыгранными и подложенными партиями мало кто услышит, но Женяю Виноградову удобнее было работать с сэмплами, а потом так начало делать абсолютное большинство студийных мастеров. И не только потом - легендарный черный альбом Metallica был в плане подложки сэмплов первой ласточкой. Все слушали и не понимали - когда Ларс Ульрих успел вырасти в такого молотобойца?! Маленькие технические хитрости звукача… И в 1990-х благодаря так называемому громкому мастерингу подкладка и сэмплирование барабанов стали общеупотребительными, а живые барабаны - анахронизмом, ограничивающим громкость. Когда слушаешь радио, или смотришь клипы, не должно быть провала по уровню громкости и по частотам. Провалился - значит, проиграл. Поэтому металлические группы, ориентируясь, естественно, на продажи, на какое-то время стали звучать пластиково - как, например, Children Of Bodom “Follow The Reaper” 2000-го года. Гитарные процессоры, одинаковые сэмплы из одной базы данных, одинаковый звук, блеклость мелодики - это все мэйнстрим 2000-х. И нужно было время, чтобы этот звук приелся, и топовые артисты снова повернулись лицом к аналоговому звуку.

Впрочем, к чему это я? На альбоме Catharsis Imago все инструменты живые, звук малого Тама Старклассик очень естественно смешан с сэмплом, и общий звук не пластиковый и довольно прозрачный. На русскоязычном альбоме Имаго голос немного выдвинут вперед, что при русском языке дало долгожданную понимаемость, о чем в песне поется - потому, что до 2002-го года из металлистов только Эпидемия пела на русском. Все остальные, большие и малые (Арию с Мастером и ЭСТ с Черным Обелиском не беру), «ориентировались на Запад». Тогда несоответствие уровня групп и претензий было вопиющим. Сейчас подтянулся и уровень студий, и владение инструментами, и уровень материала, и технологии. Музыканты могут записываться дома на чистом звуке, ровнять себя сами и играть, когда играется, приходя в студию лишь подбирать звук. Многие проблемы со временем решились, но и само время интереса к живой андеграундной музыке ушло, спрос упал, и рассчитывать на заработки музыкой может либо крайне неопытный молодой человек, либо, наоборот, очень опытный и не очень молодой профессионал.

И последних, конечно, не много - да, собственно, их никогда много и не было, так как это годы практики из любви к искусству, оплачиваемые крайне скудно, если оплачиваемые вообще. У меня, например, было как - за 12 лет, с 1991-го по 2003-й, я потратил на музыку 5 тысяч долларов, а тогда это были немаленькие деньги. Фактически это треть от того, что я вообще заработал за это время. А за музыку до Catharsis мне заплатили раза два по 500 руб - то есть, по два-три доллара… Да и дальше особо не жировал. И вот уже сыграно 100 концертов (середина 2001-го), и мне уже 26 (2002-й), и я уже работаю пятидневную рабочую неделю (2000-2002) - но денег нет. И это та самая черта, на которой многие сдаются - особенно те, кто пришел в музыку за деньгами и успехом. Пойти дальше крайне трудно, это путь сознательного отказа от бесцельного времяпровождения, но зато есть и награда - цель играть музыку все лучше и лучше. И вот, продвигаясь по этому пути год за годом, преодолевая уступы и теснины (с), через много лет ты поднимаешь голову - а вокруг знакомые все лица! Практически со всеми, кто остался в профессии, ты уже где-то пересекался или даже играл вместе, ты знаешь всех - и понимаешь, что случайных людей здесь нет, и все они - все мы - трудимся не столько ради денег, или успеха - есть они, и хорошо, нет - прорвемся - сколько ради любви к музыке.

Впрочем, едем дальше.

19 - 29 января 2003-го года я записал 12 русскороковых песен для проекта Олега Додонова. Этот проект менял названия, в это же примерно время сыграл 3 концерта под названием Коданс и вновь осел дома - под кофе и разговоры играть песни через гитары в портостудию и электронные барабаны Yamaha DTX2. Это был полезный опыт, но на акустических барабанах играть разучиваешься. Писали барабаны вместе со всем остальным в портостудию, и потом эта запись где-то похерилась. И хорошо.

20 - 27 июня 2003-го года записал 4 песни за 3 часа в Лыткарино с Ненадышиным для ЕР Catharsis “Призрачный свет”. Вышло три песни, а четвертая была будущая Симфония Огня, но к ней не было тогда текста.

21, 22, 24 - 26 - записи у Додонова на тех же электрошках. Две демки джазового квартета Хайндрикс, с которыми благодаря им удалось сыграть два концерта. На втором на контрабасе играл Леша Заволокин, будущий джазовый корифей, отработавший много лет в Акапелла Экспресс, а тогда игравший в Shadow Host. И три демки с материалом Олега Додонова, как обычно, не реализованные.

23 - 20 сентября 2003-го года записали три песни с Hieronymus Bosch на репбазе в ДК Люблино. Там был очень хороший аппарат, за пультом был его хозяин и прокатчик Гена - и звук получился на уровне студийной записи. Это была демка для внутреннего пользования, без вокала.

27 - 29 июня 2004-го года повторили подход с Босхами у Гены. За час записали 4 песни, судьба этой записи мне также не известна. Барабаны были Тама Рокстар старые - в соответствии с названием.

28 - 2 октября 2004-го на студии Мегаполис на улице Правды Олег Додонов записал свои наработки на живых барабанах Ludwig. Мы маханули втроем аж 21 песню за 4 часа живьем, без врезок, казалось, вот она, демка, но тут открылась корзина, и - опять пусто…

29 - 22-24 ноября 2004-го года - наконец-то альбом, который вышел! Это Hieronymus Bosch, студия Арии на 2-м этаже ДК Чайка, барабаны Димы Кривенкова (Эпидемия) Тама Артстар. В первый день я расставился и забил клик-трэк. К сожалению, исходников не было, играл я песни целиком и без ориентира, метроном был не очень удачный, так как живьем мы играли «живее», коллективно плавая в темпе, так что опираться мне было не на что. Тем не менее, за второй день я записал четыре большие песни и три маленькие, а за третий - еще три большие, которые мы доделали за последние три месяца. В памяти они устоялись не так хорошо, как предыдущие, в целом, все сошлось, но мелкие погрешности тоже есть. Итог - хорошо, но можно было бы и лучше! Альбом “Artificial Emotions” был издан CD-Maximum в 2005-м. За пультом был Дима Калинин, и он подсадил нас на группу Ark вообще и Йорна Ланде, в частности.


30 - 5 января 2005-го, альбом Catharsis «Крылья», издатель Irond, как и предыдущих 18 и 20. Студия Черного Обелиска в подвале жилого дома недалеко от метро Академическая. Барабаны Тама Старклассик с маломензурными альтами 10 и 12 дюймов, поэтому звук смешной. За пультом Дмитрий Борисенков. Я зарезервировал три дня, чтобы уж наверняка, а записал 11 песен за 6 часов с отстройкой. Песни простые, играл от начала до конца двумя-тремя дублями, и вся запись прошла очень быстро. Вроде бы, надо заморочиться, поискать звуки, потратить время - а не на что! Через полтора месяца в адском цейтноте я за несколько дней подложил барабаны под свои малый и бочку, по партиям особо криминала не нашел, но тем смешнее было услышать расхождение в трэках барабанов на песне Наш путь! Сейчас смешно, а тогда было не до смеха - группа была на подъеме, презентация в ДК Горбунова, и тут получаем мастеринг, который должен тут же ехать в печать - и такой позор! Но потом альбом продался отлично, люди полюбили большинство песен практически сразу, и группа вписала свое имя в летопись российской рок-музыки практически шрифтом для слепых. Потом, правда, времена были разные (жидкие, твердые, газообразные), но хиты с него до сих пор играются, и люди не забыли. А, казалось бы, большие альбомы должны писаться годами. Тут - полтора месяца на студию вместе со сведением, три недели мастеринг, три недели печать - и пожалуйста, популярный альбом. Я в числе группы даже подписывал отдельный контракт на издание мп3-сборников… Но подписывать не значит что-то за это получить…


31-34 - уже упоминавшиеся сессии с Питерпэн на Кантемировской. Барабаны Тама Старклассик, 8, 9 января, 12 февраля и 12 марта 2005-го, всего 7 песен, в среднем по два часа на песню - и что? Правильно, ничего не было.

35 - завершающая запись с Олегом Додоновым на Yamaha DTX2. 20 июня 2005-го года. Времени становилось все меньше, я сказал - теперь репаем только перед концертом и не больше двух раз. На этом мое участие в проекте завершилось.

36 - открывается новая глава в моих записях, под названием «постоянный клиент». Таких мест со временем станет несколько, и одна из них - студия Pulsar Sound, позже Orange studio. Басист Catharsis Саша Тимонин вместе с одноклассником Сережей Величкиным оборудовали репбазу, изначально для Catharsis, но там репала и Эпидемия в 2004-2005-м году, и еще много кто. Они обустроили рядом студийное помещение, и я записал там много разных песен. Итак, первая встреча - 11 ноября 2005 года, 2 песни для проекта ОлегMission, гитариста и автора песен Catharsis, записал за 2 часа, барабаны Тама Артстар.

37 - там же, 3 декабря 2005 года, проект вокалиста Symbol Леши Крупа Образ Жизни, 5 песен, 4 часа.

38 - студия Анж на Арбатской, за пультом Николай Венгржанович, 9 января 2006-го. В ночь записал 8 песен за 6 часов для проекта Bloody Vostok, альбом вышел через три года, сам не слышал, но говорили, из моих партий ничего не оставили. Я старался, как мог…

39 - Pulsar Sound, Образ Жизни, 10 февраля 2006-го, 4 песни за 8 часов.

40 - Анж на Арбатской, Николай Венгржанович, Рогатые Трупоеды, будущий альбом Circle of sins, вышедший в 2009-м. За 7 часов в ночь на 17 февраля 2006-го записал 9 песен, и утром уехал в тур, надеясь на будущее редактирование некоторых мест. Кое-какие так и вышли на альбоме, и в целом, там перемудрили со звуком - следующий альбом, вышедший в 2014-м, слушается не в пример свежее. И сыграл я там лучше…

41 -  4 июля 2006-го, Fatal Band, кавер на песню Pestilence “Twisted truth”. Писали на Шаболовке в павильоне, где снимались сериалы. Барабаны Mapex XV anniversary, записал Серега Лазаръ. Как ни странно, песня вышла в сборнике tribute to Pestilence, и сыграна она ровнее оригинала, который совершенно точно записывался без метронома. Но хит, и альбом 1991-го года хитовый.

42 - 16 июля 2006-го года ездил в Капотню писать одну песню для проекта Rocksiah. Через некоторое время глава проекта вышла замуж и уехала в Финляндию, и песня канула в лету.

43 - Pulsar Sound, Образ Жизни, 9 сентября 2006-го, 1 песня за 2 часа. Какая разница, если ничего не вышло?!

44 - 27 сентября 2006-го года приехал на студию Гигант, еще на Курской, где за два часа на барабанах Yamaha Stage Custom и железе Влада Алексеенко записал песню «Зона Х». Харизма, альбом II, CD-Maximum, 2007.

45, 47 - 28 октября 2006-го и 24 февраля 2007-го записал на студии на Дубровке песню Где-то для Андрея Рыжкова. Видимо, там же и сама песня, о релизах и нем самом ничего не слышал.

46 - 8 ноября 2006-го года, снова Гигант, Сергей за пультом и Yamaha Stage Custom. Записал 4 песни для демки группе Креолис, попутно придумав партии. Демка у кого-то из них на полке, чем они сильно гордятся.

48 - Настало время объявить Игоря КИВ Королева и его КИВ рекордз. Я ездил к нему в разные места, а познакомились мы на квартире в Балашихе 11 апреля 2007-го, где на электронных барабанах Yamaha DTX2 записал кавер на Deicide для Ashen Light. Судьба песни уточняется.

49, 50 - в Зеленограде под руководством Аркаши Навахо записал 13 июня 2007-го 4 песни за 4 часа для невышедшего ска-панк-проекта Агния Барто и 17 июня 2007-го 3 песни Новой Модели Протеуса за 5 часов - две из них слышал на демке через 2 года.
Первые 50 записей прошли, дальше дело пойдет быстрее.

сессия, студия, запись, барабаны

Previous post Next post
Up