В четверг, 28 ноября, репал с Grace Disgraced. 29-е и 30-е ноября думал перевести дух, но последовало двойное приглашение в ресторан, только не поужинать, а поработать, от Винилового Паровоза, и я, конечно, не смог отказаться:) В пятницу работал в спорт-подвале Riverside на барабанах племянника Димы Ищенко - спасибо ему за помощь! Со звуком было не все гладко, но закончили хорошо и вовремя:)
Назавтра случилось три отделения в Metro на Таганке, сыграли еще лучше:)
1-го декабря мне предстояло наконец-таки добраться до Дмитрова, куда в начале 1990-х ездил музыкально просвещаться к Олегу Дорофееву, и дмитровского же клуба Котел, в котором играли многие коллеги по цеху. Случилось сие около шести часов вечера. Олег, как и следовало ожидать, помогает клубу разными способами и средствами, приятно было увидеться! Сам концерт прошел на подъеме, я соскучился по скорострельному рок-угару после 3-часовых затяжных прыжков без страховки, и Мирон со сцены это отметил:) Наш фэн-клуб прибыл в немалом для небольшого морозца составе, и, как обычно, обеспечил нам тепло и поддержку - спасибо!
Дальше наступила неделя имени Ивана Иванова и Оргии Праведников. Первый раз с Ваней мы репали 28-го ноября, а на этой неделе к снаряду подошли трижды -2-го, 3-го и 5-го (все репы - днем). С Оргией прошли 20 с лишним песен за две репетиции - 3-го и 5-го, только вечером.
4-го записал две песни группе Deform. Работа прошла в дотошном, креативном и интересном ключе. С отработкой фишек, креативом, укладкой новых идей в моторику потратили пять часов на все про все. Осталось дождаться результата.
6-го декабря играли с Ваней Ивановым в ресторане Загородный между метро Щукинская и Сокол. Когда был маленький, регулярно ездил мимо него с папой на трамвае в парк Покровское-Глебово. Ресторан работал уже тогда, а напротив была стекляшка, где принимали бутылки и торговали спиртным попроще. Помню очереди туда после принятия сухого закона в 1985-м году...
Играли сегодня два часа, 27 песен без перерыва и особых пауз. Песен 20 из них я уже играл довольно давно - крайний концерт с Ваней был ровно десять лет назад. Хорошо помню свои мысли той поры - мне уже 27, играю по группам больше 10 лет, уже Catharsis год как выпустили «Имаго», а особого продвижения нет, группы любят репетировать, а концерты играются раз в месяц, обычной работы нет, а, значит, нет денег даже на палочки - в общем, надо что-то решать!
Цепь последовательных решений принесла за следующие десять лет не 150, а 1000 концертов, работу более, чем со 100 группами сверх тех, кто был в строю и раньше, ну, и т.д., не хочется повторяться. Единственное, чего не было - не было легко, но я у судьбы легкости и не просил, я хотел работать барабанщиком. И сейчас хочу. Это главное, а околомузыкальное нытье - частности.
Так вот, про нытье. Даже не знаю, что труднее - 27 одинаковых песен или 33 разных, как недавно играли с певцами Мэйден. 33 труднее физически, но там фронтмены брали паузы, и подряд мы играли не больше трех песен; а здесь паузы были только на объявление песни, и концентрация была постоянной. Конечно, мы справились, но после концерта некоторое время сидели молча. Мы - это гитарист и аранжировщик Стас Яковлев и легендарный басист Антон Горбунов, шатавший с Игорем Бойко Кремлевский Дворец и другие призовые площадки.
В воскресенье играли концептуальный двухчасовой сет с Оргией Праведников в Mezzo Forte концептуальным шоу.
Трек-лист официальной части состоял, в основном, из новых песен, а расшаренный бис наполняли четыре-пять знаковых хита. Сейчас ими явились Catcher in the rye, Русский Экстрим, Наша Родина СССР и, в честь 10-летия с выхода, Последний воин мертвой земли.
По вдохновленным лицам было видно - концерт удался. Звук был отличный даже на записи Воина на телефон, то есть когда уже все гитары должны расстроиться, вокалисты посадить голоса, а барабанщик - лупить невпопад, вожделея бокал холодного пивка. Может, кто-то и вожделел, но дисциплина звуковоспроизведения сохранялась железная и одновременно живая. В полном соответствии с законом баланса - вложить максимум эмоций, сохраняя музыкальность воспроизведения. Когда передавливаешь с эмоциями, начинаешь играть громче и мазать по нотам, когда недодавливаешь - играешь, как компьютер, не трогая сердца. Баланс дорогого стоит.
Практически каждый концерт есть попытка достичь такого баланса и соблюдать его максимально долго. Только так растет уровень музыканта - с осмыслением того, что ты делаешь и как ты делаешь, и так всегда, в любой момент времени. Отсюда следует, что Идеал с большой буквы - это не результат, а процесс.
Играть на максимуме громкости - всего лишь первая ступень, играть на минимуме, презирая тех, кто играет на максимуме - то же самое. В конце оба этих пути сводятся к бесконечному процессу контроля музыкантами собственного воспроизведения ради наилучшего соответствия музыкальному контексту (Папа, с кем ты сейчас говорил? (с)), а снаружи - к ощущению зрителями праздника, гармонии, а то, глядишь, и катарсиса. Если повезет, неоднократного. Это если вкратце.
В понедельник 9-го декабря записал еще одну песню Deform. Запись семиминутного трека заняла порядка пяти часов довольно тонкой работы с полной концентрацией всех участников процесса. Примерно так делается настоящая работа! Хотя бывает и по-другому - позволю себе напомнить, что альбом Крылья группы Catharsis я записал за пять часов с настройкой, альбом Artificial Emotions группы Hieronymus Bosch - за 15 часов чистого времени, а следующий их альбом Equivoke - на шведской студии под руководством легендарного Andy La Rocque - за 20 часов, включая отстройку и полное редактирование. Знающие люди поймут, что это совсем немного. Это я к тому, что случаи бывают разные (с).
10 декабря Оргия Праведников отправилась в крайний тур в этом году по Украине. Первый концерт имел место в славном клубе Liverpool города Донецк. Быстро заселенные в гостиницу и покормленные, мы имели двухчасовой чек и успех на концерте вечером. Конфигурация сцены несколько изменилась с приезда Дедов united год назад - вместо стеклянной барной стойки во всю поперечную длину зала, огибающей сцену, была только деревянная полукруглая рампа, сцену немного увеличили. На градусе зрительского кайфа это не отразилось, и мы снова имели радость наблюдать и испытывать вдохновение по обе стороны рампы. Было приятно, спасибо!
В два с кепкой ночи мы садились на поезд в Ясиноватой сквозь потрескивающий вокруг морозец. Двенадцать часов спустя мы расстались с поездом и морозцем в Киеве, где был ноль вместо -10, и немедленно поехали в Центральный дом художника есть, чекаться и играть - именно в таком порядке.
Концерт снова прошел душевно и увлекательно, сонеты Сергей Саныча падали снежинками прямо в души страждущих, и мы, несмотря на двойной чек из-за слета настроек на цифровом пульте (меж себя мы назвали его «чек сурка»), играли от всех душ и опыта. Удачно завершили песней Белое на белом - к слову о месте сего концерта Центральном доме художника. И, собрав свою часть аппарата, отправились на заслуженный отдых, но не на всю оставшуюся жизнь, а всего лишь на ночь:)
Следующий день поделился на занятый телеэфиром для ОП трио и выходной для нас с Темой. Мы съездили к Родине-Матери и прогулялись по высокому берегу Днепра. Делаю так почти в каждый приезд.
В ночь, покормленные и напоенные, сели в поезд, чтобы выйти оттуда в днепропетровское утро. Саня Логвиненко сотоварищи немедленно отобрали у нас вещи и усадили в длинный белый Роллс-ройс. Было мягко, спасибо!
В Арт-квартире мы оказались надолго - на целых три туровых дня:) В первый вечер был, не побоюсь этого слова, триумфальный концерт - все билеты проданы, отличный звук, свет и воспроизведение, полный контакт с залом, и финальный торт с логотипом от поклонника. Спасибо, было приятно:)
Следующий день выдался умеренно свободным, ибо вечером вся группа участвовала там же в варианте программы «Смак» - то есть кашеварила и комментарила на камеру. А затем имело место традиционное приятие напитков, спиртных и не очень, и разговоры, разговоры...
Третий день - понедельник - был целиком посвящен групповому лежебочничеству и чтению умных книг. Планировку трехэтажного жилого номера Арт-квартиры трудно описать, но было уютно и интересно там жить, спасибо!
Леша Бурков в это время лечил бронхит многими лекарствами, прописанными в больнице, однако штормило его еще долго.
Во вторник днем преодолели три часа до харьковского клуба Pintagon. Минимальный зал и аналогичная сцена вызывали безмолвные вопросы, как же здесь можно стругать рок-музыку. Чек затянулся, ибо по сцене заводились некие волшебные ноты, но на концерте звук стал помягче, пришедшие люди обеспечили некоторую необходимую «подушку», и, в целом, мы рук и эмоций не жалели. И зрители тоже, но они, в основном, держали себя в руках:)
Заволокнув аппарат на четвертый этаж, мы расслабились в шикарной квартире с картинами на стенах и шашлыком из шашлычницы. Логвиненки обеспечили нас всем необходимым, включая трехаккордный чай и прием супа внутрь не менее двух раз за день. Сразу после четвертого приема пищи мы, круглые, как колобки, отправились допереваривать ранее усвоенное в поезд до Одессы.
Серьезный километраж кончился в 8 утра. Перевезя вещи и инструменты на вписку в двух шагах от Кардана, все уехали снимать видео и играть в телевизоре, а я, освобожденный от этих мероприятий, совершил торжественный променад по многократно знакомым местам. Вспомнилось благоговение, с который приезжал сюда первые пару раз. Сейчас, конечно, от него уже мало что осталось, но все равно красиво и атмосферно, особенно в не-сезон, как сейчас, в декабре.
Погода порадовала солнцем и чистым небом. Температура была около нуля, как и во всем туре, кроме Донецка. Совершив необходимый и достаточный самовыпас, вернулся на вписку, и некоторое время спустя сотоварищи отправился в Кардан делать чек. Небольшие технические проблемки удлиннили его время до самого концерта, и мы вышли с получасовой задержкой, которую, впрочем, кроме нас, никто и не заметил.
Таинство концерта снова свершилось. Концептуальное действо с венком сонетов №2 и 15 песнями, сопровождающими сей путь, а также четырьмя хитами на бис (пять было только в Киеве) снова захватило внимание зрителей до самого конца. Кто был, остались довольны. Нам тоже было приятно, спасибо:)
Следующий день я посвятил поездке в Белгород-Днестровский, 80 км, маршрутка идет от вокзала два часа, 23 гривны. В 11:30 был там и тут же отправился в древней крепости с греческими развалинами на берегу большого Днестровского лимана, летом зеленого (ездил в Овидиополь, который на другом берегу), а сейчас глубокого синего цвета. Вход в крепость - 20 гривен, от вокзала минут 25-30 пешком. Фотки получились отличные по цветам, но впечатление все же не передают - это надо видеть своими глазами.
В 18:28 поезд тронулся из Одессы, а в 6 утра 21 декабря за окном настал Львов. Пройдясь по центру, мы вписались в очередную квартиру и стали готовиться к вечернему финалу тура в Старушке.
Финал удался на славу! Не сразу, но чуть позже тонкое чувственное удовольствие общения с умным человеком под хорошую музыку охватило большинство присутствующих. На третьей песне я нашел в себе силы посмотреть в зал, увидел там полные любви глаза, причем не одну пару, и, хоть они смотрели не на меня, к горлу подступил комок, играть стало труднее, чуть не вылетел из контекста, и во избежание краха доверия уткнулся обратно в листок.
Так концерт и прошел - с минимальными вылетами в слезы и обратно, самоконтроль несмотря ни на что, и полное понимание аудитории, как, впрочем, и на всех остальных концертах Оргии без исключения. Если двумя словами, «Оргия бесконтактная», если одним - душевно.
Настало время опубликовать трек-лист тура.
1.Intro
2.Скульптор
3.Звездной тропой
4.По тонкому льду
5.Огонь и я
6.Среда
7.Сицилийский виноград
8.Армагеддон ФМ
9.Черная луна
-антракт-
10.Путь во льдах
11.Окна
12.Школа мудрости
13.Вперед и вверх
14.Вдаль по синей воде
15.Гимн
бис
16.Наша Родина СССР
17.Русский экстрим
18.Последний воин мертвой земли
19.Catcher in the rye
20.Белое на белом (только в Киеве)
Первые 15 песен были увязаны с венком сонетов-2, вторые четыре иногда менялись местами, и только в Харькове Кетчер не прозвучал.
Исполнение Наша Родина СССР во Львове, конечно, было локальной победой, в том числе и над историческим забвением. Факт есть факт - те, кто был на сцене в тот вечер, родились в другой стране не позднее 1976 года, а, значит, застали Союз в сравнительно сознательном возрасте. На мой взгляд, отрицать прошлое, и, тем более, бороться с ним неправильно - его не изменить. Но и забывать его не следует. И не стоит думать, что все было плохо - мы выросли здоровыми и сильными, раз столько лет таскаем аппарат - а, значит, нужно быть как минимум благодарным ко времени и стране. Повторюсь, на мой взгляд.
В свободный следующий день я съездил туда, где еще не был: в Трускавец (автобус от вокзала в 8:00, 30 гривен, час сорок в пути - к слову, электричка идет два с половиной часа), Дрогобыч (пять километров от Трускавца, 3 гривны и 15 минут от автовокзала, сравнительно большой и старый город) и Стрый (30 км от Дрогобыча, 7 гривен и полчаса, два старых костела и атмосферный старый город), и вернулся во Львов в шесть вечера (70 км от Стрыя, 18 гривен и полтора часа на бусе). Остался доволен почти всем увиденным.
Тепло простившись с оргами и сочувствующими, сутки спустя после отбытия из Львова, а, точнее, 24 декабря утром вернулись в Москву. Завезя вещи домой и встретив детей из школы, поехал в Электросталь генерально репать с Melancholy. За вечер прошли 19 песен из 20, наутро закрепили, и вернулись с гитаристом Стасом Шолумаем в Москву на студию Деформ, где разобрали и записали очередную песню. Как и три записанные ранее песни, замысел внушает!
27-го декабря отыграли новогодний концерт с Путем Солнца в Little Rock. 19 песен, полтора часа лихого воспроизведения и ни одной репетиции со мной - вот что доверие животворящее делает! Некоторые песни, например, Штормовая команда и Дети огня с альбома Волк вообще никогда не игрались всей группой живьем даже на репетиции - и прозвучали неплохо.
28-го случился крайний в череде двух-трехчасовых концертов за последние полтора месяца концерт с Melancholy. На сей раз гостей и песен хватило аж на 2 часа 10 минут без антракта, но мозг и уставшее тело продолжали доблестно трудиться и на крайней 21-й песне - семиминутной Running in the flame.
Если учесть часовые концерты с Рарогом 9 и 10 ноября, то за ноябрь-декабрь сыграл 32 концерта длительностью не менее часа (из них 30 - не менее полутора часов) с 8 группами и исполнителями.
Но и это было еще не все - вернувшись в Москву около двух часов ночи, я сел в машину Игоря КИВ Королева и помчался с ними в Питер завершать концертный год в Арктике, также доживающей последние дни в качестве клуба. В общей сложности, я играл здесь 18 раз, включая этот приезд - и сейчас хорошая посещаемость фэнов позволила попрощаться с клубом на хорошей ноте. Изморозь отыграла 50 минут, включая одну песню с нового альбома Ктулху, принимали тепло и хорошо, ожидая главных героев Сваргу.
Обратно я вернулся на поезде, проспав всю дорогу, и после короткого периода реабилитации дома принялся разбирать очередную программу - на следующий год и длиной три часа.
Статистические показатели следующие - 117 репетиций, 162 концерта и аж 30 походов в студию! Превышение концертов над репетициями получилось за счет аж семи больших туров (пять концертов и больше за один проезд), а также за счет уменьшения числа сторонних проектов - не было времени их отработать. Рекордсменов по концертам (пять и больше) снова оказалось 9, на их долю пришлось больше 80% отыгранных концертов. Вот их имена:
1.Путь Солнца 36,
2.Melancholy 22,
3.Рарогъ 20,
4.Stigmatic Chorus 15,
5.Оргия Праведников 14,
6.Paul Di Anno 9,
7.Blaze Bayley 9,
8.Grace Disgraced 8,
9.Виниловый Паровоз 8, итого 141 из 162.
Год назад они были немного другими:
1.Путь Солнца 41,
2.Изморозь 23,
3.Stigmatic Chorus 16,
4.Paul Di Anno 15,
5.Blaze Bayley 15,
6.Grace Disgraced 12,
7.October Sun 7,
8.Melancholy 7,
9.Рарогъ 6, итого 142 из 173.
И, наконец, призовая десятка за все время:
1.Путь Солнца 126,
2.Croupier 87,
3.Catharsis 79,
4.Stigmatic Chorus 73,
5.Изморозь 46,
6.Hieronymus Bosch 45,
7.Ashen Light 44,
8.Symbol 39,
9.October Sun 38,
10.Mortem 32, итого 609 концертов из 1169.
Общее число групп, с которыми выходил на сцену - 97.
Нетрудно заметить, что топ-10 представляет собой ералаш из стилей и времен - тут и Путь Солнца с рекордом за четыре года (2010-2013), и кавер-группа Croupier с семилетним стажем, и пять лет работы с Catharsis, завершившиеся в 2010-м, и Hieronymus Bosch, закончивший путь со мной в 2008-м, и Symbol, распавшийся в 2002-м, и даже Mortem, с которыми играл всего два с половиной года - с февраля 2005 по июнь 2007. Недавно из десятки выпал Серебряный Рубль - ритм-н-блюзовая группа, основную часть своих 31 концертов со мной заработавшая в 2004-м, а Dreaming Soul с 18 концертами (1996-1998) находится на 18 месте. Но это так, зарубка на дереве напротив даты 21 год с первого концерта. И пусть сейчас я в иной месяц играю больше концертов, чем за первые пять лет игры в группах, без прошлого нет будущего, а, значит - спасибо ему за мой опыт! И за все остальное тоже.