Два главных идеологических направления, трансформировавшихся в философско - религиозные системы - даосизм и конфуцианство - сформировались в Древнем Китае примерно в середине I тысячелетия до н.э. Легизм развился тогда же. Буддизм получил распространение позже - примерно на рубеже нашей эры.
Исходной идеей даосизма является учение о дао, в переводе с китайского означающее «путь». Его основателем стал Лао-цзы, главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе. Его настоящее имя было Ли Эр, и он явился автором древнейшего трактата «Лао-цзы» (древнее название «Дао дэ цзин» - путь добродетели).
В учении Лао-цзы дао - это невидимый, вездесущий закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, который отделим от материального мира и управляет им. Дао - это «корень неба и земли», «мать всех вещей», он «лежит в основе мира», «рождает вещи», «вскармливает их», но дао «не имеет вида», «не обладает формой» и «не издаёт звуков».
Из учения о дао следует вывод, что всё в этоь мире живёт, развивается, переходит в свою противоположность, т.е. нужно просто соответствовать дао, и, в конце концов, жизнь сама нормализуется и справедливость восторжествует. Таким образом, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий.
После падения авторитета династии Чжоу, которой Лао-цзы служил всю свою жизнь, он подал в отсавку и, покинув столицу, ушёл в поисках уединения в западном направлении. Его конец неизвестен. Учение Лао-цзы было развито его последователями.
Классический даосизм был философским учением наивно - материалистического характера, вместившим в себя алхимию, врачевание, демонологию и т.п. Основой религиозного даосизма было понятие «абсолютное дао»: жизнь - иллюзия, а смерть - возвращение к дао, истинному бытию бессмертной души.
Для развития этого учения в Китае создавались даосистские монастыри. Служители культа стали заниматься гаданиями, изгнанием злых духов, алхимией и т.п. Порох был открыт как раз во время алхимических опытов.
Основателем конфуцианства явился мудрец и проповедник Кун-цзы, живший в VI - V вв. до н.э., известный как Конфуций. Конфуцианство стало самым влиятельным философско - религиозным течением в Древнем Китае вплоть до нашего времени. Конфуций учил изустно, и его учение стало известным по записям его учеников. Согласно неким источникам Конфуций встречался с Лао-цзы.
Основой для этого учения можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т.е. судьбы). «Небо» - не только часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека.
«Жизнь и смерть определяются судьбой, а богатство и знатность зависят от неба» - провозглашало конфуцианство. Небо наделило человека определёнными этическими качествами, и он должен поступать в согласии с ними, а также моральным законом дао. Человек может совершенствовать свои этические качества при помощи обучения. Цель совершенствования - достигнуть уровня «благородного мужа», соблюдающего ли (этикет доброго и справедливого отношения к народу, почтительного отношения к старшим и высшим). По идеалу Конфуция «благородный муж» должен обладать качеством «вень», т.е. быть образованным, просвещённым, духовным, любить учиться и не стесняться обращаться за советом к нижестоящим.
Центральное место в конфуцианстве занимает концепция «жэнь» (человечность, человеколюбие) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве в соответствии с принципом: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Между отцом и сыновьями, правителем и подданными по учению устанавливаются идеальные отношения: «правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном».
Мудрец учил: «Для того чтобы управлять государством, нужно быть осмотрительным, правдивым, умеренным в потребностях, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей. Принципами правильного управления государством он считал необходимость чтить «пять красот» и устранять «четыре зла».
«Пять красот» по его мнению означали, что «достойный муж»: 1) «должен быть добр, но не расточителен»; 2) заставлять трудиться других, «но на него за это не злобствуют»; 3) иметь желания, но не быть при этом жадным; 4) иметь в себе всё, но не иметь «гордыни»; 5) «должен быть исполнен силы, но не свиреп».
«Четыре зла» были: 1) «не наставлять, а убивать, это значит быть угнетателем; 2) «не удерживать, а попустительствовать, это значит быть распущенным»; 3) «не давать указаний, а потом подгонять, это значит быть разбойником»; 4) «людям дают, что им нужно; давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно, это значит быть представителем власти».
Особое место в конфуцианстве отводилось вежливости государственных служащих, которая со временем из необходимого атрибута превратилась в обрядовую форму, доведённую до утончённости. Надо заметить, что идеи Конфуция сыграли положительную роль в сохранении китайской духовной культуры и её традиций.
Легизм какое-то время выступал оппонентом конфуцианству. В легизме основа сильного государства была возложена не на мораль и традицию, а закон. По их убеждению политика и мораль не совместимы.
Согласно легизму главным способом управления было принуждение, а также строгая дисциплина, высокий уровень исполнительности, повиновение, а за неисполнение - личная ответственность и наказание. По сути, это была концепция восточной деспотической власти и деспотического государства, которая проводилась в жизнь не только в Древнем Китае, но была типичной и для многих других азиатских государств.
Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. в противовес брахманизму. На рубеже нашей эры буддизм проник в Китай и нашёл там своих сторонников. В основе буддизма лежит учение о четырёх «благородных истинах»:
1) жизнь - это страдание;
2) его источник - желание;
3) спасение от страданий возможно;
4) путь к спасению и освобождению от страданий - отказ от мирских соблазнов.
Высший идеал - нирвана (состояние безо всяких земных желаний, отказ от мира и от всех жизненных привязанностей).
Подробнее о возникновении буддизма описано в
статье «Религии Древней Индии». По материалам книги В.В. Викторова "Культурология"