Религии Древней Индии

Aug 20, 2012 09:44



Индию называют страной тысячи религий. И в этом есть доля истины.

В период развития первобытнообщинного строя в Индии складывается ведическая или ведийская религия - ранняя стадия индийской религии, позднее трансформировавшейся в брахманизм, а после и индуизм.


Носителями ведизма были арийские племена. Характерной чертой ведизма являются жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым специальными людьми - брахманами.

Самыми почитаемыми богами в ведизме были: Варуна - бог неба и космоса, Индра, Агни и Сома - бог дурманящего напитка.

В I тысячелетии до н.э. с формированием классического общества ведизм трансформируется в брахманизм, использующий племенные верования и обычаи и сохранивший часть ведического ритуала. Религия использовалась для оправдания сложившегося неравенства.

В новой иерархии богов основными богами стали: Брахма - высшее божество, творец мира, открывающий триаду богов; Вишна - первоначально бывший солнечным божеством, а в триаде занявший место хранителя мироздания; Шива - высшее существо, выступающее в роли бога - созидателя и бога - разрушителя одновременно, его роль в триаде - уничтожать мир и богов в конце каждой кальпы, т.е. жизненного цикла (гибели мира), после чего он снова возрождается.

Брахманизм признает страдания и людские беды несущественными, так как мир - иллюзия, а подлинная реальность - это существование мирового духа - Брахмы. Поэтому безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к другим позволяет душе возродиться в следующей жизни в телесной оболочке человека более высокого общественного положения.

Ведические сборники постепенно обрастали брахманами, т.е. описаниями, комментариями, а также ариньяками - «лесными книгами», предназначенными для отшельников, и другими текстами и священными откровениями. Толкователями священных текстов выступали брахманы.

Однако незыблемость авторитета брахманов и их всевластие устраивали не всех, и в обществе появились «еретики», сумевшие поставить под сомнение правящую идеологию. В их роли выступали аскеты - проповедники, называемые «шраманами», т.е. совершающими усилия. Они пытались не ограничиваться лишь аскетизмом, а придать своим действиям интеллектуальное осмысление предписаний, изложенных в священных текстах.

В VI - V вв. до н.э.  распространяется множество учений - верований, критически относящихся к брахманизму. Ведущими среди них стали джайнизм и буддизм, ставший впоследствии одной из трёх мировых религий.

Основателем буддизма стал принц Гаутама, сын царя племени шакьев, проживающих в северной части Индии. Согласно легенде, принц выехал однажды из дворца и был потрясён четырьмя произошедшими встречами: с калекой, старцем, похоронной процессией и монахом аскетом. Он увидел, что в мире есть горе. Это побудило его покинуть свой дворец и начать жизнь аскета. Однако это позволило ему уйти только от социально - обусловленных тягот. Прозрение наступило лишь после 6 лет сомнений и поисков. Просветление Гаутамы - превращение в просветлённого Будду - подсказало ему путь внутреннего духовного развития, которое может проделать любой человек.

Согласно буддизму, у человека особое место среди всех существ, так как он может спастись от оков безначальной сансары, т.е. перехода через различные состояния, неизбежно связанного со страданиями и перерождениями. Перерождение может быть как благоприятным, так и неблагоприятным в зависимости от совершённых человеком поступков (кармы). Предыдущее существование определяло его дальнейшую судьбу.

В основе буддизма лежало учение о четырех благородных истинах:

1) жизнь - есть страдание;

2) причина страданий в  привязанности к жизни, желаниях, жажде бытия, страстях;

3) освободиться от страданий можно при условии подавления желаний;

4) к спасению ведёт путь соблюдения восьми определённых условий, для которых необходимо иметь праведные: воззрения, стремления, речь, действия, жизнь, усилия, созерцание, размышления.

Это путь освобождения от любви к земной жизни, от чувственных страстей, ненависти, гордости, желаний и т.д. Путь к спасению - это отрешение от мирских соблазнов, самосовершенствование, непротивление злу, то есть нирвана - состояние отрешённости от всего земного.

В буддизме считается, что впасть в нирвану можно и при жизни, однако полностью она достигается только после смерти. При достижении состояния нирваны человек становится буддой - просветлённым.

В буддизме получили развитие 2 направления:

1) хинаяна, т.е. малая повозка или узкий путь - полное вхождение в нирвану;

2) махаяна, т.е. большая повозка или широкий путь - это максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в неё ради помощи и спасения других.

В условиях разделения общества на касты буддизм нёс идеи равноправия и успокоения, что помогало усилению царской власти и ослаблению влияния жрецов - брахманов.  Тем более идея непротивления злу насилием вполне устраивала любую власть. Буддизм способствовал объединению страны и на определённом этапе являлся государственной религией.

Джайнизм развился в Индии в VI в. до н.э. параллельно с буддизмом. Его название возникло от одного из титулов, которые присваивались вероучителям - джинам (победителям).

В учении джайнизма также содержалось учение об освобождении от уз сансары. Для этого необходимо было иметь правильное знание (вероучение), правильное видение и правильное поведение. Путь спасению сводился к соблюдению этических предписаний и суровой аскезе (строгое вегетарианство, веротерпимость, непричинение вреда никакому живому существу - ахимса).

Соблюдение ахимсы делало невозможным для джайна заниматься земледелием из-за возможности погубить живые существа, живущие в земле. Поэтому сторонники этого учения жили, в основном, в городах, занимаясь торговлей и ремёслами и играя заметную роль в экономике страны.

Джайнизм не получил массового распространения возможно как раз по причине своего ограниченного применения.

Индуизм, сформировавшийся в I тысячелетии н.э. развился из ведической религии и брахманизма. В индуизме существовало два ведущих направления: вишнуизм и шиваизм.

Основа индуизма - перевоплощение души (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (кармы) за поведение, определяемое верховным богом (Вишну или Шива), и соблюдение кастовых правил.

Главной идеей индуизма было личное служение и беспредельная преданность богу.

В VI в. н.э. были оформлены своды индуистских мифов, преданий, которые предназначались всему населению, были близки ему и понятны. Индуистские культовые обряды совершались в храмах, у домашних алтарей, в священных местах. В индуизме священными считались: животные - корова, змея; растения - лотос; река Гонг.

Постепенно индуизм вытеснил буддизм и джайнизм и на протяжении многих столетий остался ведущей религией Индии.

В настоящее время самостоятельной ветвью индуизма стал кришнаизм.

По материалам книги В.В. Викторова "Культурология"

Индия, история религии, КУЛЬТУРА

Previous post Next post
Up