Длинный пост про ЖЖ и его место в Истории

Oct 30, 2011 22:26

Все же исполнилось два года со времени моего приобщения к сообществу ЖЖ. Про способ коммуникации, новых друзей  и окно в мир много написали и без меня, повторяться не хочется. Поэтому хочу написать только о том, что мне лично в связи с наноюбилеем в голову приходит.

Очень нравится, что ЖЖ больше относится к интернет-реальности, слабо пересекающейся с обычной жизнью. Намедни посчитали, из всех любимых и очень уважаемых зде(ЖЖ)шних друзей представления о том, как они хотя бы выглядят в нормальной жизни мы имеем менее чем о пяти процентах. С большинством вряд ли когда-нибудь встретимся, что совершенно не мешает общению, а даже, вполне вероятно, ему способствует.

Я, собственно,  не об этом.

В процессе длительных супружеских соразмышлений возникла идея о воздействии нынешних социальных сетей  на  методы изучения общества интересуемого периода профессиональными историками в далеком и не очень будущем - не этими, которые кургиняны и сванидзе, а учеными а ля Блок, Тойнби, Греков. Это ж рай научный.

Углубимся в историю и последствия развития археологии. Как жили наши предки до появления письменности мы не знаем в принципе вообще ничего. Откопали топоры, наконечники и скелеты. Много выводов и несколько книг о первобытниках от Рони-старшего, Жюля Верна и не менее уважаемого академика Обручева с "Землей Санникова". Имеет ли это отношение к действительности? Мы не знаем. Опять же, после последующих раскопок выдвинута гипотеза, что пещеры не место постоянного пребывания, а всего лишь способ укрыться от зимы там, где она есть. Теплым летом пращуры жили на природе, кто в свайных домах, кто в землянках. И понятно - до леса ближе, а о смысле искать охотнику животное рядом с базой где рев, вонь,  гвалт, семейные разборки и выводок нетихих  детей разного возраста могут рассказать и современники.

И ничего мы не знаем, вопреки всем литераторам, чем наши предки жили, о чем чувствовали и переживали, как, в конце концов, козни строили и кого ругали непотребными словами той эпохи.  Простите, Флинтстоуны и Алла Сурикова.

Затем появилась письменность. России, кстати, очень повезло. Начиная с камнедробильников Хаммурапи, через египетские папирусы и до европейских шкур убиенных телятей право на письмо и чтение ограничивалось либо сословными привилегиями, либо стоимостью материала. Были узелковое письмо и моржовая кость, но первое плохо в земле хранится, а вторая и сейчас дорога. Хм, поэтому, версия, не сохранились письмена на яйцах динозавров и мамонтовых костях.

Резюмируя - в летописях, бытописаниях и житиях разнообразных, от дряни всякой до спасителя, имеем лишь официальные летописи. Посвящены в основном упырям всяким - полководцам, главам государственным и тем, кто не существовал никогда, но слухи до летописца дошли, а теперь нас этой молвой пичкают как фактами. Доказывать не буду, потому как времени уже много и просто скучно. Тем, кто не согласен, рекомендую посмотреть Урланиса про битвы великие и то, что на самом деле было. Далее про симулякры, наподобие похода Игоря, 4 ноября и поляков, Сергия Радонежского и Куликовскую битву, бедную Россию и внезапно на нее напавшего Наполеона. Жизненно и не так просто, если задуматься. Не суть. Сказки даже интереснее местами и, особенно приятно, сравнивать Изборник с житиями святых. Слава богу,  никто известный не пытается. Оттого и вопросов не возникает, особенно у православных, среди которых много людей пытливых, громких и иной раз агрессивных, но читавших жития святых  абсолютно. Например, нравится мне святой православный мученик Конан и сын его Конн. Да, вполне возможно, что у меня дурной вкус, но Говарда люблю и фильмы тоже, кроме четвертого. Имена знакомы. Мученик, блин. Шварценеггер. Ну да, а Иисус - Безруков. Больше верю Терминатору.

Итак, полководцы, смертоубийцы, Цепеш и прочие цари Иоанны. О ком еще писать в летописях. И тут Новгород! Берестяные грамоты, а там "ты мне денег должен", "Поздравляю", "вечерком зайду". Вот! Вполне понятно, а не "полки двинул", "На Царьград" и прочая шняга в стиле программы "Время", сводок Совинформбюро и передовиц "Правды" и "Фёлькише Беобахтер". Чувствую, что предки все-таки у меня были.

Далее пошло образование аристократических масс, начались письма, записки и дневники. Аристократов в роду не было, особых бандитов тоже, подвалов и полос в газетах и розыскных списках  никто не удостоился. Хотя супруг вспоминает, что созвучие нашел - предок при Иоанне Грозном был бит батогами нещадно за то, что при отливке колоколов вместо серебра медь добавлял. С тех пор все мы в России перероднились (поколение - 25 лет, а со своими в брак вступать нельзя), все родственники. Радует, что в основном дальние, хотя и с близкими иной раз... Не о том речь - с появленияем письменности бюрократической уже можно предполагаемых родственников в веках отследить.

Можно было бы и дальше разглагольствовать, однако пост уже и так превышает все мыслимые нормы. Поэтому - сразу следствие:

Появились социальные сети, среди многих - живой журнал. Пока недолго, но вот представьте, что среди всего множества нынеживущих часть продолжит существовать и лет через двести-триста. В ЖЖ. У кого-то деньги приносит, кто-то по наследству передает. Раздолье для дум!

Так, например, потомки, вместо того, чтобы ограничиваться желтыми письмами и линялыми фото в альбомах могут посмотреть, что молодые и/или не очень пра-пра-пра разного полу думали, как жили, чем занимались, как, когда, где и по какому поводу нахрюкались, в конце концов. Совсем другой подход к истории. Не картинки неживые былинные с рассказами героическими, а...  Ну, сами понимаете. У Вас же тоже есть ЖЖ.

На днях продолжу, если будет желание и возможность на то у меня. Пока же хватит и первой половины. И так уже много чего-то получилось. Сидишь, вот, стучишь в удовольствие по клавишам ни о чем, а потом вспоминаешь, что длинные посты никто не читает. Ладно, надежда остается.

ЖЖ, будущее, история, мысли

Previous post Next post
Up