"Прошу тех из вас кто дал свободу крепостным поднять руку. Если таковые имеются, дело в отношении их будет прекращено...."
Вот такая речь Бенкендорфа на следствии по делу декабристов. Просто совершенно новый угол зрения на эту историческую личность.
На следствии по делу «декабристов» - Александр Христофорович Бенкендорф на первый допрос собрал всех
(
Read more... )
5. Многие из декабристов пытались освободить своих крестьян. И поскольку такие проекты утверждались министром внутренних дел, Бенкендорф о них прекрасно был осведомлен, чего тут руки-то поднимать. Наиболее известным был скандальный случай Якушкина (того самого, что «нетерпеливо обнажал цареубийственный кинжал»). Его крестьяне попросту отказались «освобождаться». Считается, что потому что без земли освобождал. Вообще-то, давал по две десятины бесплатно, скотину, утварь и надворные постройки.
6. О том, чтобы Бенкендорф освободил своих крестьян, да еще и по какому-то шоколадному сценарию с выплатой податей за пять лет, лично я не знаю. Воспоминаний его я, к сожалению, еще не читал, надо бы взяться. Но механизм вызывает большие сомнения. Буду признателен за какие-нибудь заслуживающие доверия сведения по этому поводу. Но вообще, если бы такая история была, она должна была бы быть очень широко известна, как мне кажется: это был бы очень большой светский шум и масса обсуждений.
7. Чушь про осознание Бенкендорфом большей выгоды от труда крестьян «на себя» и заработке бывшим барином на помоле и лесе настолько феерична, что я даже затрудняюсь сформулировать всю бредовость идеи. Только один из аспектов. Десятки тысяч десятин земли, приносящей хлеб - золотую валюту того времени, оказались менее выгодны, чем десятина за помол? Крестьяне, освободившись, десятикратно увеличили производство? Идиотам невдомек, что проблема интенсификации сельского хозяйства лежала не в области свободы/несвободы труда, а тупо в технологиях. Механизация и удобрения были нужны. А механизация предполагает общинное пользование: не купишь сеялку/веялку на каждый двор, да и простаивать будет так, что не окупится никогда. В этом смысле разрушение крестьянской общины вообще гибельно было на тот момент.
8. Про лексику надо бы сказать, но тут к каждому слову комментарий нужен. «Сие» - это одна история, а простонародное «навроде» - совсем другая. Ухо корябает каждая фраза - это не речь высокообразованного дворянина начала 19 века, а чудовищный воляпюк, состоящий из глубоко советских оборотов и неумелых попыток влепить «историческое» слово промежду ними.
Reply
Leave a comment