В Великобритании по телевидению была показана документальная картина, посвященная 50-летию Карибского кризиса - фильм "Человек, который остановил Третью мировую войну". Он посвящен героическому поступку командира советской подводной лодки Василия Александровича Архипова. Картина построена на интервью оставшихся в живых участников событий конца октября 1962 года.
Биография Архипова подобна голливудскому сценарию.
Летом 1961 он участвовал в походе атомной подводной лодки К-19 в качестве дублёра командира. 4 июля на лодке произошла авария, угрожавшая атомным взрывом. Во время её ликвидации на борту лодки возник конфликт - несколько офицеров выступили против командира, капитана 2-го ранга Николая Затеева, потребовав затопить лодку и высадить экипаж на остров Ян-Майен. В сложившейся ситуации командир Затеев был вынужден предпринять решительные меры для предотвращения возможного бунта. Так, он «приказал командиру БЧ-2 капитан-лейтенанту Мухину утопить имеющееся на борту стрелковое оружие, оставив пистолеты для него самого, старпома Енина, капитана 2 ранга Андреева, командира-дублера капитана 2 ранга Архипова и каплейта Мухина, что и было незамедлительно исполнено».Таким образом, капитан 2-го ранга Архипов оказался в этом конфликте на стороне командира, выступив за поддержание на борту воинской дисциплины. События, происходившие на К-19, легли в основу американского фильма K-19: The Widowmaker («К-19: Оставляющая вдов»). Как и другие офицеры, находившиеся на борту, Архипов в результате аварии получил дозу радиации.
С декабря 1961 Архипов стал начальником штаба 69-й бригады подводных лодок Северного флота, расквартированной в Сайда-Губе. 1 октября 1962 в рамках операции «Анадырь» (в ходе Карибского кризиса) бригада была направлена к берегам Кубы, при этом её командованию не было дано чётких инструкций относительно возможности применения атомного оружия.
Накануне отбытия Архипов специально уточнил у заместителя главкома Военно-морским флотом адмирала В. А. Фокина: «Неясно, товарищ адмирал, зачем мы взяли атомное оружие. Когда и как нам следует его применять?» Адмирал Фокин не смог дать ответ на этот вопрос, а начальник штаба Северного флота заявил, что оружие может быть применено в случае нападения на лодку, причинившего ей повреждения или по специальному приказу из Москвы.
Капитан 2-го ранга Архипов участвовал в походе на подводной лодке Б-59 проекта 641 («Фокстрот» по классификации НАТО) с ядерным оружием на борту, будучи старшим на борту.
Подводник Архипов в одиночку предотвратил начало ядерной войны в разгар кубинского ракетного кризиса, но умер забытым и безвестным, пишет британская газета The Daily Mail. Только недавно подробности истории с его участием были рассекречены.
В фильме британского режиссера Ника Грина рассказывается, как в течение 13 дней ровно 50 лет назад мир, затаив дыхание, следил за противостоянием СССР и США, находившихся буквально на грани ядерной войны. Кульминацией кризиса стало распоряжение американского руководства о военно-морской блокаде Кубы с целью вынудить СССР убрать с территории этой страны размещенные там атомные ракеты.
В условиях апофеоза холодной войны и взаимных параноидальных подозрений, когда малейшая провокация могла дать старт войне и в итоге привести человечество к гибели, четыре подводные лодки тайно отплыли из СССР к берегам коммунистической Кубы.
Лишь руководство экипажей подводников знало, что на борту субмарины везут ядерное оружие, по поражающему потенциалу равное бомбам, сброшенным на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году. Василий Архипов был одним из трех старших офицеров, командовавших подводной лодкой Б-59 (Foxtrot по классификации НАТО).
Субмарина должна была прорвать морскую блокаду, установленную ВМС США вокруг острова, и развернуть базу подводных лодок в бухте Мариель на северном берегу Кубы.
Однако вблизи острова советские субмарины уже ждали американские вертолеты, самолеты и корабли. Командование распорядилось совершить экстренное погружение. На протяжении нескольких дней продолжалась охота американцев на советских подводников. Все это время моряки оставались под водой в каютах в адской жаре до 60 градусов Цельсия, при этом на каждого члена экипажа полагался лишь один стакан воды в день.
Американские военные, которые понятия не имели, что на борту подводных лодок находится оружие, способное мгновенно уничтожить весь флот США, решили до последнего караулить погрузившиеся субмарины. Чтобы выкурить их на поверхность, американцы стали бросать глубинные бомбы в океан.
Под водой все выглядело как боевая атака. Так как при отплытии из СССР трем старшим офицерам подлодки было дано разрешение на применение ядерного оружия против американцев в случае их единого решения по данному вопросу, капитан Б-59 Валентин Савицкий, будучи уверенным, что война уже началась, потребовал, чтобы торпеда была запущена.
Однако Архипов проявил невероятное хладнокровие и настоял на отказе от этого решения. Затем офицер распорядился отойти от берегов США и взять курс домой. Несколько часов спустя президент США Джон Кеннеди и советский лидер Никита Хрущев пришли к соглашению, разрешившему кризис.
Василий Архипов ушел в отставку в звании контр-адмирала. Он скончался в 1999 году. О подробностях похода советских подводных лодок к берегам США стало известно только в 2002 году.
http://infoabad.com/blogs/moi-blog-41/vasilii-aleksandrovich-arhipov-zasekrechenyi-geroi-karibskogo-krizisa.html "Американские корабли и самолеты контролировали чуть ли не каждый квадратный метр на подходах к Кубе. Обнаружению подводных лодок 69-й бригады способствовала неприспособленность наших подлодок к действиям в тропических условиях: температура на боевых постах (гидроакустиков, электриков, мотористов) доходила до 50-60 градусов, что приводило к тепловым ударам и обморокам личного состава. Командиры подводных лодок были вынуждены подвсплывать для вентиляции отсеков и аккумуляторной батареи, что и приводило к их обнаружению. Но для горячего экспрессивного командира ПЛ «Б-59» В.Г.Савицкого это всплытие равнялось смертельному позору, у него не выдержали нервы и он произнес: «Может, наверху уже война началась, а мы тут кувыркаемся. Сейчас мы по ним шарахнем! Сами погибнем, их потопим всех, но флот не опозорим!» Но на этой же подлодке находился начальник штаба 69-й бригады капитан 2 ранга Василий Александрович Архипов. Будучи более сдержанным, уравновешенным, в самый напряженный момент он проявил мужество, сумел охладить пыл командира ПЛ «Б-59» Савицкого, и атомная смертоносная торпеда не была запущена. День 27 октября 1962 года, когда мир висел на волоске, был пережит…
И только после того, как на ПЛ «Б-59» подняли красный флаг и дали семафор на авианосец «Рендолф»: «Корабль принадлежит СССР. Прекратите ваши провокационные действия!» - американцы успокоились.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/673.php?print=Y