Много лет назад и я нарядил ёлку и поставил её на балконе над Чистыми прудами. Никто не заставлял. Катаются на коньках дети и взрослые. Поднимут голову, а там, на уровне четвертого этажа, веселое новогоднее дерево. Один год поставил, другой, третий… Снимать его с балкона бывало лень и хлопотно. Так и стояла каждый год расцвеченная ёлка по самую весну (от Рождества до Пасхи). Попал я с этим деревом даже в программу московского телевидения. Теплый апрельский день, птицы поют, солнце греет, ёлочка горит, и иронический комментарий: «А здесь всё еще празднуют…»
Ну празднуем! Не воруем же.
Георгий Николаевич Данелия наблюдает, как я убираю на балконе новогоднюю ёлку. В мае
Однажды мне это надоело, и решил я ёлку на балконе не ставить. Возвращаюсь домой тридцатого декабря и встречаю моего друга, великого режиссера Георгия Данелию, который живет этажом ниже.
- Иди скорей. Там тебя делегация ждет.
У дверей три пацана. Ни здрасьте, ни до свидания. Который постарше сурово говорит:
- Дядя! Ёлка где?
Пришлось срочно покупать, наряжать, зажигать…
С тех пор лет двадцать я себе вольности не допускал.
И вот сидим мы с Георгием Николаевичем перед нынешним Новым годом. Беседуем.
- Ну что, поставил ёлку?
- Поставил. Гирлянда в двести лампочек.
- Теперь послушай сценарий: Прошли годы. Эти бывшие твои пацаны превратились во взрослых мужиков. Один - стал бизнесменом. Второй - срок отмотал. Третий - с войны вернулся, на работу никак не устроится. Идут по Чистым прудам с детьми и женами, у кого есть, и, увидев на балконе твою светящуюся ёлку, говорят: «А этот ...удило все ещё жив!»
- С симпатией?
- С симпатией.
Вот и праздник.
http://www.novayagazeta.ru/arts/66849.html Когда касса открылась, мы были первыми и единственными покупателями. Буднично купив билеты на Запад и не удостоившись взгляда таможенников, знавших, что после русского шмона им нечего делать, мы сели в поезд и отправились в путь, считая границы. В Чехословакии мы купили через окно горячую сосиску - здесь еще брали наши завалявшиеся рубли. Только к ночи поезд пересек австрийскую границу. Аграрный пейзаж не изменился, но я все равно высунулся в окно и втянул в себя воздух. Пахло навозом.
В Вену мы прибыли глухой ночью в состоянии полной эйфории. Стоя на перроне в чужом городе незнакомой страны с 17 чемоданами и полоумной тетей на руках, мы смеялись и обнимались, пока не пришел полицейский.
- О, полицай! - закричали мы и обняли его тоже.
В участке все быстро выяснилось, и нас отправили на такси в пансион Zum Turken, где собирали других предателей. От переживаний жена заговорила с шофером на безупречном немецком, который с прохладцей учила в школе. Пораженный произношением венский таксист растрогался и решил прийти ей на помощь:
- Фройляйн, я же вижу, что вы - волжская немка. У нас, на свободе, вам больше незачем скрывать происхождение. Бросьте этих евреев, - сказал он, ткнув пальцем на заднее сиденье, - и живите на всю катушку.
http://www.novayagazeta.ru/arts/66850.html Но еще больше меня печалит то, что в наших учебниках истории долгое время вообще не было раздела о Великом княжестве Литовском. А ведь там девять десятых населения были русскоязычные люди, которые исповедовали православие. Это было колоссальное государственное объединение, которое у нас если и упоминалось, то лишь в негативном контексте. Литва обычно представляется как неспокойный сосед, который постоянно враждовал с Москвой. Но так нельзя, это же тоже наша история! Это история, например, Смоленской земли, которая постоянно переходила от Москвы к Литве, и наоборот. Мало кто знает, что долгое время Великое княжество Литовское начиналось сразу за Можайском. Когда я показываю своим студентам карту этого государства, которое простиралось от Балтики до Черного моря и от Карпат до Москвы, у них глаза на лоб лезут.
http://www.novayagazeta.ru/comments/66848.html Ислам - религия четверти жителей земного шара; в полусотне стран больше половины населения - мусульмане. Лишь в нескольких государствах, которые десятилетиями живут в состоянии гражданской войны, образовались очаги распространения терроризма. Но в новостях не находится времени, чтобы рассказать об истории Йемена или Пакистана: западный мир по-прежнему сконцентрирован на себе. Несопоставима даже продолжительность телесюжетов о терактах 7 января в Париже и Сане, а ведь в йеменской столице погибли 33 и ранены 62 человека. Средний потребитель европейских - и тем более российских - новостей видит только связку: карикатуры на Мухаммада-ислам-террор.
Посмотрите на мировую карту тэга # JeSuisCharlie - как светятся Кувейт и Доха, Каир и Тунис, даже Багдад и Сана, столица нищего Йемена, где доступ к интернету есть лишь у 15% граждан. Заметно ярче, чем Россия, еще недавно такая якобы прогрессорская и атеистическая. Сотни благополучных европейских мусульман едут строить средневековье, десятки тысяч их единоверцев готовы защищать свободу слова. И для них это не эмоциональная игра, а осознанный шаг вперед от традиции и аффекта. Им не нравятся карикатуры, но они выбирают ценности модерна. Похоже, в этом столкновении цивилизация победит.
http://www.novayagazeta.ru/politics/66807.html