Les roseaux sauvages (1994)
Дикие тростники
Режисеер: Андре Тешине
В ролях: Элоди Бушез, Гаэль Морель, Стефан Ридо, Фредерик Горни
Чрезвычайно приятный сюрприз. Решила посмотреть просто из-за интереса к показываемому историческому периоду: 1962 год, вынужденное переселение во Францию жителей Алжира, бывшей французской колонии. Борьба за независимость, переросшая в гражданскую войну, то есть в массовые беспорядки, грабежи, убийства - из-за всего этого, что произошло ради чьих-то политических и финансовых интересов, многие тысячи семей - французских, еврейских, многих - бросили в Алжире всё, чтобы найти спасение во Франции. Для кого-то это было возвращением на родину предков, для кого-то стало обретением новой земли. Непростой и нелегкий процесс, даже при наличии исконно французского лозунга про «равенство и братство».
И фильм тоже об этом, но не только. История рассказана через подростков, которые живут в тихой, удаленной от политических страстей провинции и учатся в интернате. Они влюбляются, причем со всей широтой французской души - без комплексов и ограничений. Искренний интерес друг к другу и к своим чувствам; жажда познания - себя и других; право высказываться и право отказываться; стремление пойти своим путем. Просто не бояться быть самим собой. Простые вещи, свойственные людям (по крайней мере, многим), однако со вполне ощутимым флером французской свободы. Старшеклассники в фильме искренне показывают, проявляют свои чувства и очень по зрелому ведут себя. И даже если любовь «однополая», зато светлая. А уж в более стандартных ситуациях французы точно придерживаются первой части провозглашенного принципа: «Свобода».
Естественна и чиста игра молодых актеров, каждый из которых ныне востребован в киноиндустрии в том или ином амплуа. В активе каждого на сегодняшний день - несколько ролей в кино и на телевидении, а Гаэль Морель еще и режиссер-сценарист. Сам Андре Тешине, режиссер этого фильма, в интервью по поводу фильма (бонус на ДВД) охарактеризовал их игру как «легкость, изящество дебютантов». Точнее не скажешь. Кстати (это кстати?) по поводу самого фильма сказал, что сценарий написан в режиме спринта, за пару недель. Мне всегда интересно послушать режиссеров, а им всегда есть что сказать: как проходили съемки, как пытались раскрыть тот или иной персонаж, откуда вообще идея пришла. Я догадывалась, что Тешине «монстр», в смысле «мэтр», но приятно лишний раз в этом убедиться.
Один из тех фильмов, которые готова просто рекомендовать всем подряд. Четкий, ясный, глубокий. Интересный для любителей истории, этого периода в частности - есть настоящие детали, штрихи. Еще красивый, пейзажный фильм. Просто достоверный. Честный? Близкие ведь понятия... Вполне честный, не считая того, что все-таки реплики немного литературные, облагороженные. Как достойный образец классики, наверное. Хотя тоже спорное определение... Короче, хороший фильм, приятного просмотра!