Mar 28, 2012 13:53
Песню «Наш дурдом голосует за Путина» на Youtube посмотрели миллионы и это лишь иллюстрация тенденции: последние месяцы в России - настоящий бум народного творчества. Каждый день интернет выдает новые анти-путинские шутки - песни, частушки, стихи, фотожабы. Но причиной этого стало не только массовое недовольство и сплочение народа, но и «контрреволюционные анекдоты», вброшенные в массы властью.
В конце 2010-го года западные СМИ констатировали: «Политическая карикатура в России если еще и не умерла, то ушла в глубокое подполье». Как отмечало агентство AFP в предновогодней аналитике, «немыслимо себе представить сатиру в российских СМИ не то, что на Путина или на Медведева, но даже на Валентину Матвиенко». Доморощенный политический юмор был практически не заметен с 1991-го и до 2011-года. Это не значит, что его не существовало, но популярность шуток была мизерной. Российские филологи и фольклористы летом 2011 года грустно констатировали: фольклор находится в кризисе. Конечно, какое-то разнообразие в культурно-политическом пейзаже иногда возникало: например, арт-группа «Война» нарисовала весной 2010 года фаллос на мосту напротив питерского ФСБ. Изредка в Интернете всплывал какой-нибудь вокальный шедевр группы «КотоДрал», считающих, что «Путин - п…с». Весной 2011 года Алексей Навальный в прямом эфире назвал «Единую Россию» партией «жуликов и воров», а потом объявил конкурс на лучшую песню против жуликов и воров. Но до сентября 2011-го были только отдельные оригиналы, а не массовый фольклор.
Переломным моментом стала циничная рокировка тандема 24 сентября. Тогда Рунет словно прорвало. К декабрю лидерами просмотров стали творческие издевательства над властью, которая посмеялась над своими гражданами. Народное творчество закипело и забурлило - сотни и тысячи людей начали рисовать карикатуры и плакаты, сочинять про Путина анекдоты, петь песни. Однако невозможно предположить, что этот единственный прецедент стал источником для моря фольклора ранее аполитичных граждан.
Причина того, что народ взялся за креатив - не просто рост протестных настроений, недовольство властью, раздраженность из-за того, что нас считают тупыми. Просто этой зимой каждый увидел, что так думает не он один. Критик Роман Никитин говорит, что раньше были дежурные митинги, на которые приходили несколько десятков или сотен человек. А тут вдруг - десятки тысяч, реальная энергетика. Люди перестали бояться, что на них будут показывать пальцем. Они почувствовали единство, уверенность - и вдохновение.
Филолог Михаил Мельниченко считает, что «современный человек не готов заниматься гражданским активизмом, если при этом он не испытывает чувство радости и веселья. Креатив стал для многих не просто способом продемонстрировать свою политическую позицию, но и способом показать себя». Более того, человек, пришедший на акцию протеста с плакатом, уже не чувствует себя частью человеческого биопланктона: он как бы приближается к ораторам митинга, фактически получая право голоса.
Но политическая сатира в Интернете появилась гораздо раньше, чем на улице. Ситуация в России при тандеме давно была напряженная, и в какой-то момент люди перестали оправдывать власть, закрывать глаза на ее действия. Однако, не в силах ничего изменить, русские прибегли к тому, что спасало их на протяжении всей истории - стали смеяться над своим горем. Филологи подтверждают: чем больше власть закручивает гайки, тем сильнее у людей потребность в юморе. «В целом в условиях прессинга с анекдотами можно просуществовать значительно дольше», уверен Михаил Мельниченко.
Но это оружие сильные мира часто оборачивает против народа. Считая, что пока люди шутят, они не возьмутся за топоры, власть начинает вбрасывать свои анекдоты - вроде бы и веселые, но для действующего режима по сути не оскорбительные. Например, стишок: «У моей подруги в попе // Разорвалась клизма, // Ходит, бродит по Европе // Призрак коммунизма», - который якобы был придуман специальным отделом КГБ, созданным при Брежневе, чтобы забавлять и расслаблять народ. В наши дни актуальным стал другой ход: если смеяться над властью, то над уходящим президентом, его не жалко. В этих анекдотах Дмитрий Анатольевич - жалкий и маленький, зато Владимир Владимирович - большой и сильный. Маленького и жалкого в этих анекдотах он обычно водит на цепи и заставляет выступать в цирке: «Нету уха, лапы нет, // Лежит Медвед, валяется, //Зато другой, его сосед,// В кого-то избирается».
«Контрреволюционные» анекдоты могут быть и более жесткими. Но только в том случае, когда они направлены на развенчание лидеров оппозиции. Так, пару месяцев назад в Интернете появились такие «шедевры»: «Идут студенты по Химкинскому лесу, смотрят - сидит Чирикова с бензопилой, отдыхает, а за ней здоровенная просека. «Ты, говорят, чего, лес же?» «Не до леса сейчас, - говорит им Чирикова. - Нам тут шествие согласовали». Или: «Какой вид спорта изобрел Навальный? Доить хомячков».
Однако чаще всего такие попытки власти заручиться поддержкой народа обречены на неудачу. Более того, они производят обратный эффект. Анекдоты про хомячков в народ не пошли, как ни старались их туда запихивать. Похожие провалы случились в свое время у гитлеровского агитпропа, печатавшего анекдоты про Сталина миллионными тиражами, и еще у белогвардейцев. Несмотря на то, что при царском режиме анекдотов не было, белогвардейцы очень быстро переняли большевистскую тактику. По мнению Михаила Мельниченко, белогвардейские анекдоты народ не принял из-за того, что они были недостаточно смешны и слишком злы. То же можно сказать и сейчас. «Контрпропаганда» власти основана на домыслах, перетасовке фактов, откровенной лжи, оскорблениях. Мыслящие люди понимают, что такая тактика может быть избрана правящими только из-за того, что они неуверенны в своей силе. Это внушает оппозиции надежду, и люди примыкают к ней. И начинают отвечать своими шутками - более добрыми, тонкими и созидательными и поэтому не вызывающими отторжение.
Получается, что власть сама спровоцировала народ на политсатиру. Принял участие в этом и Владимир Путин лично. Считая, что нужно быть близким народу, он на протяжении всего своего правления шутил плоско, тупо, по-гопнически. Однако народ не принял Путина за своего, а только искоса на него посмотрел. Если премьера и цитировали, то только ему в ущерб - высмеивая его бандитский жаргон и глупость.
В чем-то власть оказалась права. А именно в том, что, как этого не боялись оппозиционеры, митинги, лозунги и плакаты все же помогли народу спустить пар. Многие подумали, что, сходив на акцию и нарисовав плакат, они выполнили свой гражданский долг, и успокоились. А ведь по факту мало что изменилось: перевыборы не были проведены, политзаключенные остались в тюрьме. Однако кое-что все же произошло, например, инициатива возвращения выборов губернаторов. И власть не имеет никакого права приписывать временное «успокоение» народа на свой счет, считать это результатом своей контрпропаганды. Народ действовал сам, по собственной инициативе, и не безрезультатно. Действовал так, как это может делать народ, не имеющий гражданской культуры. И он продолжает действовать.
Статья приготовлена с использованием материалов некоего неизвестного автора из "Ведомостей". Его текст публиковать отказались.
Путин пропаганда контрреволюционная проп