СМИ ведут к оболваниванию детей, деградации, упадку культуры

Feb 24, 2018 23:15





В настоящее время подавляющее большинство граждан получают политическую и социальную информацию почти исключительно через электронные СМИ, которые выступают не только необходимым звеном в ее передаче, но и ее творцом.
.

Имея огромный потенциал влияния на массы, СМИ могут использоваться как мощный инструмент манипулирования общественным сознанием. Среди методов формирования общественного сознания, используемых в СМИ, можно выделить как основополагающие убеждение, внушение, прием повторения, фрагментарность подачи информации, отвлечение внимания от важной информации, стереотипизацию. При этом под видом развлекательных материалов СМИ внедряют в сознание детей стереотипы, противоположные  русским ценностям  не  характерные для российской культуры.
.
Сегодня СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Имея огромный потенциал влияния на массы, СМИ могут использоваться как мощный инструмент манипулирования общественным сознанием .
.
Манипулирование - это способ воздействия на личность с целью модификации ее представлений, вкусов, поведения в направлении, заданном манипулятором. СМИ, активно участвующие в становлении общественного мнения, формировании образа социального мира, дают возможность передавать большие объемы информации на колоссальные по численности аудитории и тем самым активно воздействовать не только на индивида или отдельные группы, а именно на массы. С этой точки зрения СМИ можно рассматривать как канал формирования массового сознания и распространения мифов, внедрения их в массовое сознание .
.
Сегодня пропагандистская деятельность средств массовой информации в любом современном обществе строится на внедрении в сознание людей ценностей в виде системы стереотипов - стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий.
.
Впервые понятие «социальный стереотип» применительно к практике пропаганды использовал американский журналист Уолтер Липман (1889-1974) в своей книге «Общественное мнение», вышедшей в 1922 г. Концепция, разработанная У. Липманом, была в дальнейшем развита и доработана его последователями, став теоретической основой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения.
.
Подвергнув анализу массовое, обыденное сознание, а также роль прессы в формировании общественного мнения, Липман пришел к выводу, что всем процессом восприятия управляют стереотипы - предвзятые мнения.
.
Под влиянием информации о событиях, а не вследствие непосредственного наблюдения за ними, утверждает Липман, в сознании человека складываются упрощенные образы, стандартизированные представления об окружающем мире, «картинки в наших головах», или стереотипы. Но основанные на внешнем, поверхностном знании о явлениях или предметах они могут быть ложными .
.
Стереотип - эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается из двух компонентов - знания и отношения (установки), причем знание - это стандартное, упрощенное, а отношение - эмоциональное. Отношение в стереотипе преобладает.
.
Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах - в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и визуальных изображений. В большинстве случаев стереотипы проявляют себя в ярлыках, ложных обобщениях, которые очень активно используются пропагандой для вызова соответствующей эмоциональной реакции аудитории. Стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется идеология. Средства массовой информации  с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей, слушателей, зрителей различные мифы и иллюзии.
.
Стереотипы, насаждаемые пропагандой, могут выполнять охранительные функции, такие, как поддержка существующего строя, воспитание верности существующим порядкам и соответственно страха перед всем, что им угрожает.
.
Стереотипы могут создаваться на разных уровнях сознания: на теоретическом (например, в доктринах) и в практике пропаганды и психологической войны (средствами массовой информации). Внедрение их в сознание человека в обществе идет с детства. В этом участвуют школа, семья, религия, но наиболее интенсивно такое воздействие на детей  осуществляется посредством СМИ.
.
Сейчас в России детская журналистика является  компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этим в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.
.
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская журналистика активно взаимодействует с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).
.
Долгое время (в СССР)  основными функциями, выполняемыми детской журналистикой, оставались воспитательная, познавательная и социализирующая.
.
Однако сегодня эти функции отходят на второй план, а во многом и вовсе исчезают. Современная детская журналистика взяла за основу американский образец подачи информации - преобладание комиксов в печатной прессе и развлекательных шоу-программ на радио и телевидении. Соответственно, предельно упрощается контент печатных и визуальных материалов, информация подается в максимально примитивном виде, как готовый продукт, не оставляющий поля для дальнейших размышлений и собственных выводов. Основным содержанием детской журналистики становится гедонистическая, развлекательная.
.
При этом под видом «легких»  материалов американизированные детские СМИ внедряют в сознание российских детей  психологию раба, кретина и индивидуалиста  не характерные для нашего общества культурные стереотипы. Легкость навязывания ложных установок детскими СМИ объясняется некритическим восприятием информации ребенком - она принимается без доказательств, логических построений, достаточно только ссылки на «авторитет» или «положительный/отрицательный пример».
.
Стереотипизации подвержен не только текстовой материал, но и иллюстративный, который, как известно, преобладает в печатных изданиях для детей. Тексты и иллюстрации в детской журналистике служат способом создания и внедрения в сознание юных читателей представлений о действительности, которые сегодня несут скорее ложные, чем истинные ценности. Так, основной целью человека становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект. Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку  культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование их сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть.
.
Рисованные стереотипы особенно часто находят отражение в карикатурах, призванных вызвать реакцию одобрения или неодобрения, в комиксах. Комиксы успешно формируют установки и отношения ко многим фактам современной социальной и политической действительности. Они воздействуют на читателя с раннего детства и на протяжении всей его жизни. Комиксы построены на примитивных стереотипах и способствуют формированию представлений (подобранных авторами) о чем угодно.
.
Стереотипы прессы находят свое выражение и в словесных штампах. Язык в процессе стереотипизации несет большую пропагандистскую нагрузку. С его помощью формируется эмоциональное, негативное или позитивное отношение к предмету или явлению.
.
Таким образом, стереотипизация в СМИ, адресованных детской аудитории, ведет к стандартизации информации, дезинформации читателей, к манипулированию общественным мнением.
.
по статье Жукова Дарья Александровна "МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В ДЕТСКИХ СМИ

СМИ, система ценностей, оглупление, оккупационное управление, дебилизация, духовная война, воспитание в РФ

Previous post Next post
Up