Захват ТНК сферы производства и распределения питания

Feb 11, 2018 20:45




За последние два десятилетия глобальная агропродовольственная система претерпела существенные изменения, в основе которых лежит тенденция к концентрации капитала на каждой ступени производственно-сбытовой цепочки агропромышленного сектора, которая становится все более глобализированной.
Несмотря на то что лишь 16 % всего мирового производства сельскохозяйственной продукции торгуется на международных рынках, западные агропромышленные транснациональные корпорации, стремительно набравшие силу в период после Второй мировой войны, установили гегемонию в продовольственном секторе и теперь определяют динамику и структуру производства и потребления продуктов питания во всем мире.
.
Одним из определяющих факторов, обеспечивших корпоративный контроль за ТНК, является достижение вертикальной и горизонтальной интеграции на каждой ступени производства, переработки и сбыта агропродовольственной продукции. Вертикальная интеграция направлена на приобретение и объединение предприятий, действующих на разных этапах производственно-сбытовой цепи. Достижения в области логистики и информационных технологий, однако, позволили ТНК в рамках договорных отношений и альянсов, контролировать и координировать работу предприятий даже без официального слияния с ними.
.
Горизонтальная интеграция, в свою очередь, предполагает консолидацию компаний внутри одного из секторов продовольственной системы. Так, например, агрокорпорации заключают с партнерами, функционирующими на аналогичном этапе, соглашения об использовании патентов на инновационные технологии, консолидируя, таким образом, контроль над рынками .
.
Бум слияний и поглощений в агропродо-вольственной отрасли также способствовал стремительному становлению и развитию корпоративного контроля: в частности, транснациональные корпорации стали набирать особую мощь после поглощений значительного числа мелких товаропроизводителей на глобальном юге. Увеличение масштабов сферы собственного влияния ТНК позволило им устанавить барьеры для выхода на рынок других компаний, достигнуть возрастающего эффекта масштаба и сокращения транзакционных издержек, облегчает контроль интеллектуальной собственности (см. табл. 1).


.
Деятельность транснациональных корпораций, установивших олигополистический контроль в рамках национальных и мирового рынков агропродовольственной продукции, делится на четыре вида:
.
- поставщики ресурсов для ведения сельского хозяйства (семенной материал, агрохимикаты, удобрения, корма для животных);
- продавцы сельскохозяйственной продукции, приобретающие продукцию у фермерских хозяйств и сбывающие ее компаниям третьего сектора;
- перерабатывающие предприятия;
- компании розничной торговли, супермаркеты, занимающиеся продажей брендированных продуктов питания потребителям по всему миру.
.
В некоторых сегментах глобализированной цепи агропроизводства концентрация компаний достигает невероятных значений - ярким тому примером является отрасль семеноводства. Международный рынок коммерческих семян развивался крайне быстро, и в настоящий момент контроль над мировым производством осуществляет лишь небольшая группа ТНК. По итогам 2013 г. пять компаний контролируют более чем 60 % всего мирового рынка. Кроме того, концентрация на рынке коммерческих семян не только растет, ее темпы стремительно ускоряются: по сравнению с 2004 г. доля крупнейших корпораций выросла на 11 %. Примечательно, что корпорация «Monsanto» занимает лидирующие позиции вот уже более 10 лет, с 2006 г. ее доля рынка выросла на 6 %  (см. табл. 2).


Следует отметить высокую концентрацию производителей и в других сегментах отрасли. Так, например, всего три компании контролируют 90 % производства семян сахарной свеклы, 57 % семян маиса и 55 % сои. Более того, эти же транснациональные корпорации являются лидерами производства пестицидов. Это неудивительно, так как некоторые ТНК продают семенной материал, устойчивый исключительно к препаратам этой же марки, вынуждая фермеров приобретать продукцию одного бренда.
.
Подобная ситуация в секторе обусловлена растущей тенденцией к применению в сельском хозяйстве гибридных семян, которые теряют плодородность после первого года культивации, а также не могут быть использованы в последующие сезоны в силу интеллектуальных прав, запрещающих сохранять семена после уборки урожая и осуществлять обмен ими. В Европе пять компаний (Monsanto, Syngenta, Bayer, DuPont и BASF) владеют половиной всех патентов на различные сорта растений. Таким образом, ТНК принуждают сельскохозяйственных производителей к постоянному обновлению семенной базы, «подсаживая» их на свою продукцию.
.
Повсеместное использование коммерческих семян также пагубно сказывается на состоянии окружающей среды. Главной угрозой для экологии в данном случае является утрата биологического разнообразия. Чем больше фермеров приобретают семенной материал у ограниченного числа специализированных компаний, тем меньше выращивается различных сортов растений. При этом снижаются показатели биоразнообразия: до «зеленой революции» в 60-х гг. XX в. на Филиппинах выращивалось более трех тысяч сортов риса, сегодня на 98 % плантаций представлено всего два сорта данной культуры. Многие страны мира пострадали от массовой детериорации биоразнообразия - за последние 40 лет приблизительно 75 % различных сортов растений были бесследно потеряны. По данным статистики, в современных условиях на три четверти потребляемых населением планеты сельскохозяйственных культур приходится 9 наименований растений .
.
Усиление корпоративного контроля в продовольственной системе сопряжено с появлением ряда других проблем, среди которых можно выделить следующие:
.
- концентрация крупных транснациональных корпораций в секторе поставок сельскохозяйственного материала имеет неблагоприятное воздействие на научно-исследовательскую деятельность и может способствовать ее сокращению, так как ТНК зачастую финансируют разработки избранных, наиболее коммерчески успешных сортов растений;
- установившаяся олигополия блокирует вход на рынок новых участников;
- контроль рынка влечет за собой повышение цен на агропродовольственную продукцию и материалы. Например, цена на семена хлопка выросла почти в четыре раза, с тех пор как генномодифицированный хлопок стали использовать в Соединенных Штатах Америки;
- экономический потенциал ТНК позволяет им диктовать свои условия и приобретать товары у поставщиков по заниженным ценам, препятствуя их развитию.
.
Несмотря на невысокий уровень концентрации в последнем звене агропродовольственной сбытовой цепочки, необходимо отметить рост корпоративной мощи предприятий розничной торговли агропродовольственной продукцией за последнее десятилетие. В США пять крупнейших супермаркетов удвоили свою рыночную долю всего за несколько лет - в период с 1992 по 2000 год. Также резкое увеличение концентрации ритейлеров произошло и в некоторых развивающихся странах: в Латинской Америке ТНК контролируют 65 % сектора розничной торговли .
.
Рыночная власть предприятий пищевой промышленности и розничной торговли превращает их в монополистические каналы, по которым проходят товары, прежде чем дойти до потребителя. Таким образом, самые могущественные транснациональные корпорации  оказывают давление на своих поставщиков продукции, регулируя закупочные цены на сельскохозяйственные товары и устанавливая частные стандарты качества. В результате рядовые фермеры, не имеющие возможности применять методы и технологии, диктуемые ТНК, теряют работу.  Более того, крупные сбытовые сети предпочитают торговать продукцией больших  международных брендов, ограничивая доступ небольших местных фермерских хозяйств неизвестных торговых марок к рынкам сбыта.
.
Однако структура власти предприятий сбытовой цепи выходит и за пределы рынка - в сферу  т.н. контроля качества продукции. Транснациональные корпорации устанавливают частные стандарты - требования к качеству продукции поставщиков, согласовывая их основные параметры с действующим законодательством.
.
Некоторые розничные сети формируют собственные системы обеспечения качества и безопасности, осуществляя незапланированные проверки подотчетных фермерских хозяйств и садов, например, крупная сеть супермаркетов «Tesco» в Великобритании. Тем не менее чаще всего ритейлеры используют систему стандартов в целях укрепления их экономической мощи: предъявляя одинаковые требования к качеству, корпорации ограничивают поставщиков на рынке.
.
Концентрация ТНК и корпоративный контроль в агропромышленной отрасли зачастую приводят к негативным последствиям для более слабых участников рынка. До конца не исследована роль ТНК в обеспечении физического и экономического доступа мирового населения к продуктам питания, следовательно, глобальной продовольственной безопасности.
.
сокращ. статья Мельникова А.Б. КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

мировой капитал, питание, глобальное управление, ТНБ, тотальный контроль, ТНК

Previous post Next post
Up