Тенденции развития "убеждающей коммуникации"

Feb 08, 2018 20:13





из жидопедии :
.
- убеждающая коммуникация (англ. persuasive communication) - вид коммуникации, который направлен на формирование определенного ряда мыслей и переживаний и влияние на его ориентацию в ценностях. Термин характеризует процесс создания субъектом политического управления , в соответствии со своими политическими целями, целого комплекса информационных материалов для внедрения или изменения представлений, убеждений, принципов людей.
Согласно многим исследованиям, одной из отличительных особенностей современного сознания человека является ориентация на восприятие визуальных образов. Поэтому убеждающая коммуникация, учитывая эту особенность, стремится использовать, как правило, визуальные средства для более эффективного воздействия на сознание индивида и общества в целом. Отсюда вытекает имиджевый и перформативный характер убеждающей коммуникации, которая может создать практически любой образ реальности в сознании общества.
===================
.
.
Одной из особенностей, характеризующих современные социально-экономические процессы, является существенная трансформация управления ими, которая в последние десятилетия получила развитие в виде разнообразных форм, к которым можно отнести и формы убеждающей коммуникации. Важнейшее место среди этих форм занимает пиар и реклама, способствующие не только стимулированию продаж, но и влияющие самыми разными способами, как на потребителей, так и на производителей экономических благ, формируя, таким образом, определенный тип массового сознания.
.
Убеждающая коммуникация стремится использовать преимущественно визуальные средства для более эффективного воздействия на сознание общества, социальной группы, индивида. Отсюда вытекает имиджевый и перформативный характер убеждающей коммуникации, которая способна создать практически любой, заранее разработанный образ реальности в сознании общества.
.
Как неизменно отмечается в специальной литературе, имидж «способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки, как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, "люди отдают предпочтение тем или иным товарам, фирмам, банкам, или политическим партиям". Именно этим и объясняется практический, прикладной интерес к имиджу, его активное использование в рассмотренных выше формах убеждающей коммуникации - рекламе, PR, пропаганде. Имидж может служить основой для доверия и фактором, облегчающим влияние, хотя механизм его функционирования иной, чем у авторитета: если в основе убедительной силы авторитета лежат главным образом рациональные мотивы, то влияние имиджа, как правило, основывается на скрытых механизмах ассоциативного восприятия содержащихся в нем символов.
.
В частности, при помощи символов может быть построен образ любого  аспекта жизни  общества.
Проявлением визуальной ориентации современной убеждающей коммуникации является перформанс.
.
Когда мы говорим о возможностях перформанса как убеждающей коммуникации, имеются в виду такие виды перформанса, как флэш-моб, политический перформанс, а также перформанс, создаваемый и используемый в различных прикладных целях, например, в рекламе, тим-билдинге, акциях паблик рилейшнз и т.д.
.
Весьма необычным новым способом воздействия на сознание общества, использующим перформансную коммуникацию, является флэш-моб. Суть его составляет эффект необычного, противоречащего законам статистики поведения больших масс людей. Известно  о больших возможностях использования флэш-моба в качестве мощного средства социального и экономического управления. В большинстве сценариев флэш-мобов смысл есть,  и , как правило, он явно формулируется автором вместе с описанием сценария, которое публикуется на специальных форумах флэш-моба. При умелом использовании флэш-моб может послужить мощным средством убеждающей коммуникации и оказать влияние на социальную, экономическую и политическую реальность.
.
Справедливость этой позиции подтверждается в ходе анализа современной праздничной культуры и такой тесно связанной с ней формы убеждающей коммуникации, как городские массовые мероприятия. Как пишет С.В. Черкасов, для аудитории коммуникативная функция городских массовых мероприятий (ГММ) «состоит, прежде всего, в получении сенсорно насыщенной информации развлекательного характера. Причем, что очень важно, в отличие от информации, получаемой через СМИ, эта информация воздействует не только на слух или зрение, но и на все органы чувств, восстанавливая непосредственность и полноту восприятия, дефицит которой ощущает человек информационной эпохи, получающий значительную часть  информации через привычные СМИ.



Как отмечал еще в конце 70-х гг. ХХ в. Я.В. Ратнер, «демократизация» средств массовой коммуникации порождает иллюзию «массового соучастия в зрелище», когда может создаться впечатление, что в игре участвует весь народ. О таком иллюзорном «соучастии в зрелище» писал М. Маклюэн, подразумевая под ним имитацию контакта, иллюзию игрового общения пространственно рассредоточенной аудитории. Создание такой иллюзии, по его мнению, есть результат манипулирования сознанием человека, вследствие чего естественная демократичность зрелища превращается в примитивное «омассовление». Тем не менее, эффектом этого «омассовления» становится иллюзия свободного межличностного общения «карнавального» типа, которое является главным фактором, привлекающим людей к участию в таком мероприятии.
.
Этим во многом объясняется чрезвычайная популярность городских массовых мероприятий на современном этапе управления  обществом. При этом характерную особенность современных городских праздников оставляет их рекламно-маркетинговая ориентация. Эту особенность отмечают и другие авторы: «массовая культура» только маскируется под игру, у нее другие мотивы.
.
При этом эксплуатируются и одновременно  культивируются примитивные и даже низменные потребности людей. Справедливо отмечает В.С. Грехнев, что «современная эпоха с ее разветвленной индустрией развлечений, насаждая везде и всюду культ удовольствий и наслаждения, делает развлечение соблазном». Под влиянием этой индустрии у большинства зрителей и слушателей вырабатывается «особое отношение к повседневной жизни. Такое особое отношение к жизни все более характеризуется тем, что и повседневная жизнь начинает восприниматься многими людьми, особенно молодежью, во-первых, как сплошной «гламур» - стиль жизни, где все должно быть ярко, красиво, блестяще. В этом стиле жизни у человека нет и не должно быть никаких проблем, а есть только одни удовольствия и наслаждения, а поэтому важно как можно больше иметь этих удовольствий и наслаждений».
.
Во-вторых, современная всепроникающая индустрия развлечений, побуждая человека в сфере развлечений быть потребителем, делает его «всеядным», неразборчивым потребителем, некритично воспринимающим любую продукцию. Такое бездумное потребление «уводит человека от реальности», делает его открытым для любых форм убеждающей коммуникации, основанной на самом неприкрытом манипулировании сознанием.
.
Отмечается резкое преобладание зрелищной части современных городских праздников над их «народной» (коммуникативной, игровой, танцевальной, песенной) частью, при этом «среди зрелищных мероприятий все более значительное место занимают техногенные зрелища световой и фантомной природы (фейерверки, световые шоу). Поражая и полностью захватывая воображение человека своей яркой красочностью и гигантскими масштабами, они почти не оставляют ему возможности для общения с другими зрителями, мало или совсем не затрагивают его чувственно-эмоциональную сферу и в результате оставляют его в коммуникативном вакууме».
.
Инициатива в организации форм социального влияния, использование новых средств и методов убеждающей коммуникации все больше переходит в руки представителей бизнеса, причем, главным образом, транснациональных компаний, расставляя, таким образом, новые акценты и формируя новые приоритеты в современном экономическом пространстве.
.
К числу принципиально новых методов убеждающей коммуникации, используемой для социального влияния на массовую аудиторию, относится убеждающая массовая коммуникация в местах продаж (так называемая инстор-коммуникация), ставшая характерной приметой общества потребления.
.
Происходит «тихая» и скрытая экспансия определенных форм убеждающей коммуникации в такие области, которые традиционно были от нее свободны и не подвергались ее управляющему воздействию. Речь идет не только о рекламной коммуникации. В принципе, любое информационное воздействие убеждающего характера может выступать в замаскированном, неузнаваемом виде, что способствует усилению его эффекта, поскольку получатель в таких условиях воспринимает предлагаемую ему информацию как объективную, не готов к ее критическому анализу. В экономической сфере управления потребительским поведением эта тенденция наиболее очевидна, но она действует и в сфере управления политическим поведением, где проявляется в скрытом виде.
.
Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что на характер социально-экономического управления в современном обществе оказывают значительное влияние происходящие в современном мире глобализационные процессы, в которые вовлечены все уровни и стороны жизни общества. Глобализация тесно связана с информатизацией и формированием информационного общества, центральным звеном которого является коммуникация.
.
Характерные для современного общества явления индивидуализации, дефрагментации социальной жизни тесно связаны с проявляющейся в большинстве развитых стран тенденцией ослабления авторитета государства . Кризис идеи государственности, снижение веры в государство, его структуры является одним из проявлений глобализации. Утрачивая монополию на социальное управление в крупных масштабах, в экономической сфере государство начинает передовать  эту роль крупному  бизнесу, представленному, главным образом, транснациональными корпорациями.
.
По мере снижения авторитета государства происходит деполитизация сознания. Если в индустриальном обществе главным субъектом социально-экономического управления выступает государство, его институты и представители, то для современного информационного общества характерна множественность субъектов такого управления, а в перспективе главным субъектом социального управления становится транснациональный капитал.
.
В условиях крупного (а, фактически, транснационального) капиталистического производства возникает объективная (в интересах развития этого производства) необходимость в управлении потребительским поведением людей со стороны представителей крупного капитала. Целью социального управления становится развитие и расширение потребностей, превращение потребления в конституирующий, ценностно-значимый фактор поведения людей, формирование соответствующих социальных практик, создание и закрепление культурных и поведенческих стереотипов, связанных с потреблением.
.
Результатом этих тенденций становится  полная ориентация  общества на потребление. Она проявляется в трансформации сознания общества, формировании потребительской идеологии и культуры. Таким образом, культивирование потребления  представляет собой как экономическое, так и ментальное явление. Потребительское  мировоззрение складывается под влиянием массированного воздействия производителей товаров, осуществляемого через средства массовой коммуникации. Центральным элементом этого мировоззрения является идеология потребления, основанная на мифе  о наступлении новой эры, связанной с переходом от диктата производства к изобилию и свободе потребления. В то же время эта идеология становится тезаурусом «общих мест», который может использоваться в убеждающей коммуникации.
.
Основные формы убеждающей коммуникации, используемые в социальном управлении в условиях современного информационного общества, представляют собой формы убеждающей массовой коммуникации. К их числу относятся такие «классические» формы убеждающей массовой коммуникации, как реклама и PR, каждая из которых отличается специфическими коммуникативными и технологическими особенностями. В то же время в условиях современного  общества происходит стратегическое, технологическое и институциональное сближение рекламы и PR. Это сближение проявляется в единстве целей и задач, достигаемых при помощи указанных форм убеждающей коммуникации; технологическое сближение - в единстве используемых методов, приемов и технических средств; институциональное сближение - в достижении их организационного единства.
.
В условиях современного информационного  общества складываются объективные предпосылки для возникновения новых средств и методов убеждающей коммуникации. В отличие от убеждающей коммуникации индустриальной эпохи, ориентирующейся главным образом на рациональные способы убеждения, в современной убеждающей коммуникации активно используются имиджевые и перформативные средства.
.
Характерная для современного общества общая тенденция ослабления государственной монополии на социальное управление, перехода инициативы в использовании новых средств и методов убеждающей коммуникации в руки представителей крупного международного бизнеса ярко проявляется в трансформации праздничной культуры. Отличительной особенностью современных городских праздников является их рекламно-маркетинговая ориентация, а также резкое преобладание зрелищной части над «народной» (коммуникативной, игровой, танцевальной, песенной) частью, широкое использование техногенных зрелищ световой и фантомной природы.
.
В целом анализ убеждающей коммуникации, используемой в социально-экономическом управлении в условиях современного общества показал, что преобладающей формой этой убеждающей коммуникации является дискурс потребления, а основным ресурсом, обладание которым обеспечивает доминирование субъекта управления над объектом - владение информацией и средствами массовой коммуникации, которые дают возможность воздействовать на  сознание общества и формировать его в том направлении, в котором заинтересованы субъекты управления социальными процессами.
========
по статье  Т.В. Науменко "УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ"

дебилизация, оккупационный маркетинг, рабство сознания, система ценностей, дрессировка быдла, методы господства, театрализация, управление сознанием, господство, общество потребительства, массовое сознание, глобальный капитализм, закабаление, общество спектакля

Previous post Next post
Up