Рыночная реформация 1991-2016 гг и изменение сознания российских детей
Дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье обуславливая, в частности, пассивность, безразличие людей. Одним словом, совершенно очевидно, за последние десятилетия изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-исторической среды - среды, которая, как подчеркивал гений отечественной психологии Л.С. Выготский, выступает «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств не как обстановка, а играет роль источника развития» .
Сегодня остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет.
Важно знать характер изменений ментальности, ценностных ориентаций, знаковых изменений в когнитивной и эмоционально-личностной сферах людей, сопровождающихся, в частности, насаждением чуждых нашей культуре образцов поведения, актуализацией потребительства, ростом равнодушия в отношениях и, что очень тревожно, объективно и субъективно нарастающей психологической отчужденности взрослых от мира детства, ведущей к разрушению всей национальной системы культурно-исторического наследования между поколениями.
Если еще два три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума - семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому (учителю, тренеру, вожатому. воспитателю, наставнику, родителю и тд) , то в условиях рынка он поставлен в принципиально новую ситуацию - ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном пространстве массовой культуры .
На его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно («клипово») , ломает и деформирует процесс его развития.
В числе многих факторов, определяющих эти изменения, можно назвать, маркетизацию, этику рынка, усиливающую ориентацию детей на потребление, а также отрыв ребенка от культурных традиций общества и его истории; во-вторых, маргинализацию, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам , в т.ч. по линии - в мегаполис и провинция. Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят, а в ряде случаев - повышенную агрессивность под действием фактора компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость.
В современной ситуации исторически значимой трансформации российского общества четко проявляются следующие реальные изменения современного ребенка.
Во- первых, в минимально короткий пятилетний период с 2005 по 2009 год резко снизилось когнитивное (умственно-мыслительное) развитие детей дошкольного возраста. Например, если в 2006-2007 годах линейное визуальное мышление у дошкольников было развито как «среднее», то в 2009 м - уже как «крайне слабое»; структурное визуальное мышление в 2006-2007 годах было развито как «хорошее», а в 2009 м - уже как «среднее». Остальные компоненты когнитивного развития проявляют такую же тенденцию; так, способность творческого дивергентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого».
Во-вторых, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
В-третьих, отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
В четвертых, обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70 х годах XX века это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляются не более 10% детей. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
В пятых, обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности - как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника - является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными нашей академии.
В шестых, отмечаются недостаточная социальная компетентность 25%детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
В седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к теле и интернет экрану начиная с младенческого возраста. Так, по данным американских ученых, к началу школьного возраста время просмотра телевизора достигает 10-12 тысяч часов, а поданным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка дошкольника все свободное время проходит у монитора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует так необходимую собственную деятельность ребенка. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать поступления новых готовых образов и развлечений.
В восьмых, неблагоприятной тенденцией выступают обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.
Материалы наших исследований показывают, что если в начале 90х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на четвертом - пятом местах по силе проявления, то в 2009 году тревожность у 12-15 летних детей вышла на второе место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.
В девятых, все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому ощущающих свою беспомощность. Такие дети ранимы, повышено сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности. Причем на всех этапах онтогенеза возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста.
В десятых, несмотря на продолжающееся морфофункциональное созревание нейронного аппарата коры головного мозга в связи с нейроэндокринными сдвигами полового созревания, у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования. Ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти. Образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости.
В одиннадцатых, наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их про дольного роста, нарастанию астениза ции телосложения, отставанию в при росте мышечной силы.
В двенадцатых, в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. При этом наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10-15%. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. А приблизительно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции. Резко возрастает, а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать такая категория детей, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». Психологические проблемы наблюдаются здесь на уровне собственно:
а) клинических форм нарушений,
б) пограничных состояний,
в) субнормативных вариантов развития.
В тринадцатых, имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%, а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.
В четырнадцатых, увеличивается, слава Всевышнему, категория одаренных детей, среди них и дети с особоразвитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей - лидеры, и дети - «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, - художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.
В пятнадцатых, знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии. При этом наблюдаемый сейчас всплеск индивидуализма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я» сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как социально ориентированных субъектов.
В шестнадцатых, отмечаются серьезные изменения ценностных ориентации детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой 90х годов, но и началом нового столетия. Так, начиная с 2007 года на первый план выдвигаются интеллектуальные волевые и соматические (здоровое красивое тело) ценностные ориентации. Образованность в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся для детей особенно значимыми качествами. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать, - занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентации школьников.
В числе важнейших причинных факторов, оказывающих огромное воздействие на физическое, психическое, в том числе интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, выступает интенсивный натиск информационных потоков, прежде всего телевидения и Интернета. Отрицательное действие массмедиа мы уже ощущаем. Оно выражается в социальной аномии, то есть в разрушении одной ценностно-нормативной системы при несформированности другой, а также культурной ограниченности , лишении доступа детей к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей детей, для полноценного формирования личности, источники развития которой находятся в области культурного опыта человечества.
Экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не просто конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их.
В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. По мере того как электронные медиа размывают границу между ними, любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью. Дети начинают ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы из «ниоткуда».
В связи с тотальным влиянием электронных средств коммуникации на развитие детского сознания , как никогда ранее, не просто возрастает, но и должна измениться роль школы при определении целей, задач, принципов организации, типов подачи знаний, ориентируясь не только на объем, но и на раскрытие умения, способов приобретения, развития способности детей мыслить.
Еще Фридрих Ницше замечал, что «школа не имеет более важной задачи, как обучить строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях». И сегодня, когда не просто расширилось, а качественно изменилась воспитательно-обучающаяя среда, по прежнему непреложной остается истина, что только целостная, стоящая на фундаменте культуры и науки система знаний дает личности свободу мысли, превращает «человека толпы» в самостоятельную личность.
источник -
http://9e-maya.com/index.php?topic=13.msg1042585#msg1042585