18 января, когда сотни сайтов прекращали работу, однодневной забастовкой протестуя против сладкой парочки SOPA&PIPA, я получил инвайт от компании Bitcasa и стал тестером ее нового облачного сервиса по хранению данных. Вообще-то таких сервисов существует много: от первенца Dropbox до майкрософтовского SkyDrive, от удобнейшего SugarSync до Wuala, пытавшегося объединить своих пользователей в коммунистическую цифровую общину. Но Bitcasa задумала не просто новую штучку в ряду старых штучек, а нечто другое:
стартануть в лифте на очередной этаж рая. Во-первых, в ее сервисе преодолевается ограниченность материи, ибо каждый странник Сети получает неограниченное место для хранения чего угодно. Во-вторых, все файлы, уходящие с компьютера в облако, шифруются на стороне пользователя, что защищает его свободу и безопасность от патрулей SOPA и соглядатаев PIPA. Никто, включая саму Bitcasa, не знает, какие файлы вы храните в облаке и чем обмениваетесь с друзьями.
SOPA&PIPA, два американских законопроекта, один из которых внесен в Палату представителей, а другой в Сенат, представляют собой самую большую угрозу интернету за последние годы. Создатели законопроектов явно использовали опыт антипартизанской борьбы. Главное средство такой борьбы - коллективная ответственность. За выстрел в полицая на околице деревни - сжечь всю деревню. За схрон в лесу - сжечь весь лес. Так и новое законодательство - оно предполагает массовые меры возмездия по всей Всемирной сети. Тот, кто на ночь дал приют партизану… то есть разместил на своем ресурсе пиратский контент - объявляется соучастником преступления. За мальчика, разместившего на файлообменнике фильм, подвергнутся каре файлообменник, провайдер, рекламная компания, поисковая система, платежная система. Это уже не просто юридические игры вокруг копирайта, это выжигание напалмом больших площадей.
Мир обнажается, в этом смысл происходящих в последние годы перемен. С мира падают его пышные драпировки - одна за другой, - и он предстает перед нами голым в своих физиологических проявлениях и обнаженным в своих инстинктах и интересах. Ложь ослабевает, перестает работать. Государство всеобщего благоденствия в эпоху разоблачения миражей и ниспадения одежд оказывается компанией шулеров. Картонная маска и котелок на атласной подкладке больше не могут скрыть свиные уши и пятачок хряка, рвущегося пожрать все вокруг себя. Так происходит и со сладкой парочкой SOPA&PIPA - вуальки слетели с лиц подружек в момент первого же их явления. Какая там благопристойность, справедливость, общий интерес, внимание к будущему, желание решать проблемы авторов, страдающих от безденежья в тот момент, когда номенклатура шоу-бизнеса тщательно пережевывает свои очередные бифштексы? Достаточно посмотреть список компаний (CBS, EMI, Sony Music Entertaiment, Time Warner, News Corporation…), поддержавших законопроект, чтобы понять суть законотворческой инициативы: большой шоу-бизнес рвется начать мировую войну против людей.
И он уже начал ее и ведет, причем по лекалам кинобоевика и по представлениям, почерпнутым из голливудской фантазии о страшном будущем. Группы агентов в черном из подразделения IP Task Force, оснащенные чемоданчиками с пеленгаторами людей, маленькими наушниками в ушных раковинах, крошечными видеокамерами, которые втыкаются в узел галстука подобно булавке, и грубыми старыми револьверами смит-вессон, неожиданно врываются в дома на краю земли, где беглые пираты, сомнительные бизнесмены, подозрительные торговцы ворованным контентом, авторы передовиц в подпольной прессе и прочие деятели сетевого сопротивления спят в своих постелях и видят сладкие цифровые сны. Их вытряхивают из постелей и ставят лицами к стене, но никто больше не шарит по карманам брошенных на стулья брюк - теперь ищейки первым делом бросаются к ноутбукам и выдергивают из них диски. Разве не так американские спецслужбы, основываясь на ордере, выданном в штате Вирджиния, в минувшую пятницу перемахнули через полмира и схватили в Новой Зеландии немца Кима Шмица по прозвищу Дотком и его людей - команду файлообменника Megaupload?
Это не шутка. Этот арест на краю земли нескольких деятелей сетевой экосистемы - между прочим, среди них три гражданина Германии, один Словакии, один Эстонии и один Голландии - может быть первым эпизодом начинающегося будущего, которое грозит стать не таким счастливым, как мы хотим. Вместо рая безграничных возможностей - жесткое распределение цифровых богатств. Вместо нового начала для обветшавшего мира - вторжение в интернет государства в казенных сапогах и гигантских корпораций со старорежимной плеткой. Вместо свободы - террор, вместо создания новых возможностей для творчества - старая система издательских бонз и музыкальных и литературных баронов. И они, конечно, врут: дело совсем не в том, что в Сети нарушаются права авторов. Права авторов нарушаются всем устройством современного издательского бизнеса, который платит авторам гроши, воздвигся между творцом и публикой всей своей грузной тушей и желает быть тут еще сто лет.
У них огромные ресурсы, и они могут начать эту войну и вести ее долгие годы. Они могут наводнить мир мобильными группами слежки и захвата, оснащенными собственными средствами передвижения и имеющими право на нарушение любых национальных границ. Эти группы, вооруженные анализаторами трафика, могут отслеживать его внезапный рост и определять места в городе, откуда работают торрент-трекеры. За ордерами, которые будут выписывать судьи в какой-нибудь алабамской глуши, дело не станет. А тайные тюрьмы у них уже есть. Уже сегодня, безо всяких SOPA&PIPA, арестованной команде Megaupload грозят пожизненные сроки; в будущем же файлообмен в иерархии преступлений может быть поставлен выше убийства: убивая человека, вы причиняете вред только ему, а передавая файл по Сети, вы наносите ущерб самой компании Universal! И тогда, в новом прекрасном мире могущественных корпораций, встроенных в их структуры на правах отделов правительств и вернувшейся на трон большой лжи, цифровой хлеб будет выдаваться каждому только в обмен на честный труд по поглощению рекламы, а размалеванные девки SOPA&PIPA будут вздымать ноги в сетчатых чулках, танцуя на крыше мира свой шизофренический канкан.
Источник