Воспоминания о советском Новосибирском академгородке

Jun 18, 2015 18:47




Академгородок в  Советское время был одним из самых замечательных мест. Прекрасная  зеленая зона, сосновый бор, рядом Обское море. Академики, наиболее  титулованные ученые жили в коттеджах, за обычным забором-«штакетником».  Тогда двухметровых глухих заборов не было. Граничил городок с  красивейшим ботаническим садом. Все занимались спортом, приятно было  побегать или погулять по ботсаду, что-то там творили в разных студиях,  интеллектуальных клубах. Все было очень демократично и как-то весело,  царило свободомыслие.

Я еще  застала время, как работали в институтах с большим энтузиазмом, этого  ведь нельзя подделать. Помню, как в первый приезд меня поразило, что в  автобусах люди читали книги на иностранных языках.
Научный город с  десятками институтов, Новосибирский государственный университет (НГУ) -  база научных кадров, одно из лучших учебных заведений страны,  студенческий городок. В каждом студенческом общежитии был большой холл  для проведения мероприятий и дискотек. Перед дискотеками проводили  встречи с известными учеными, читали потрясающе интересные лекции.

Базой  же для университета была физматшкола (ФМШ), где учились школьники со  всей Сибири, Урала и Дальнего востока - победители олимпиад, талантливые  ученики в математикеи физике. Например, один наш знакомый, по общему  признанию сверстников -гений, из очень глухой деревни в далеком  Забайкалье. Воспитывался бабушкой, т.к. родители были лишены  родительских прав за беспробудное пьянство. Блистал в математике,  выигрывал союзные олимпиады и т.о. попал в ФМШ и далее в университет. Его земляк, с той же деревни, занимал вторые места, пока соперник не  уехал в ФМШ, стал занимать первые и т.о. в следующем году тоже попал в  ФМШ и далее в университет.

Таких историй много. Работала система.  Находили талантливых детей в самых отдаленных уголках страны. Из  сегодняшнего далека понимаешь, какая была выстроена мощная структура. Во  всем чувствовалось развитие, потому что у государства была стратегия  развития научно-технического и промышленного потенциала. Что касается  моего примера выше, то участь обоих людей печальна. В новой Росси с  фундаментом 90-х они оказались «лишними людьми».

Кстати, в  советское время местные не могли учиться в ФМШ, таким образом, городок  обновлялся. В 90-е ограничение, естественно, сняли. «Захирение» пошло  еще интенсивнее.

Так вот, при таком внимании государства к науке и  образованию и прочие блага были вполне приличными. И мне странно сейчас  слышать, особенно из уст людей из семей больших ученых, о какой-то  якобы недоступной колбасе, унизительных очередях и т.д. Мне, живя в  общежитии, не имеющей никакого социального статуса всего хватало, более  необходимого. Что говорить о людях, которых государство «облизывало». Да  я была бы рада сейчас постоять в очереди за той натуральной колбасой,  да еще и по той цене.

К сожалению, городок пресытился тем, что  имел, а то, что хотел, не имело никакого отношения к большой науке,  высоким целям и общественно-государственному мышлению. Высокомерие и  снобизм, так же непонимание, что вся страна отдавала от себя для  развития науки и той жизни, которой так недовольны были мелкие снобы,  привело к образованию в Академгородке либерального гадюшника,  диссидентского гнезда. Результат известен. Теперь на науку и ученых  плюют, идет борьба - кому рулить и пилить в науке, угасание  интеллектуального потенциала. Про энтузиазм даже не говорю, таких слов  тут уже не знают. Царит мещанство, « бабло» и скука.

Теперь о  событии, которое натолкнуло меня на эти размышления. Моя подруга  рассказала о прошедшей недавно встрече с однокурсниками НГУ  экономического факультета. Вполне благополучные, состоятельные  пятидесятилетние люди (другие бы и не приехали, как, например, те двое,  родом с забайкальской деревни). И большинство сказали, что были  счастливы, что им повезло жить в советское время. Издали книгу к  встрече.

Привожу несколько выдержек из книги.

«Нам всем очень повезло жить в СССР и учиться в универе при социализме» .

«Годы  учебы в Университете ценю за множество вещей: ощущение насыщенной и  почти бесконечной свободы, наличие массы доброжелательных и интересных  людей вокруг, замечательных педагогов, возможности для саморазвития. В  общем, за такой советский рай, , в самом лучшем смысле слова» .

«Важно и сложно сохранить те принципы, с которыми мы учились. Материальное восприятие мира уничтожает духовность»

И  все отмечают открытость, необыкновенное свободомыслие времени,  демократичность и уважение в общении преподавателей со студентами. Сами  преподаватели высочайшего уровня, мыслители, титаны. Сейчас такого,  конечно, нет. Время лавочников производит свои типажи.

источник -  http://9e-maya.com/index.php?topic=790.msg1039155#msg1039155

система образования, система ценностей, социализм, выбор, историческая память, СССР

Previous post Next post
Up