Исчезающая глубинка России

May 21, 2011 16:00





В России за путинское «жирное» десятилетие исчезли десятки тысяч сел и деревень. В некоторых еще теплится жизнь, но скоро и ее не станет. Фоторепортаж о самой длинной в России Алапаевской «узкоколейке» в Свердловской области, а также о жизни в Костромской области и Карелии.



На перепись населения 2010 года было потрачено свыше 17 миллиардов рублей, но считать ее итоги полностью достоверными затруднительно - это было формальное мероприятие. Но определенные тенденции установить все же удалось - это, прежде всего, как общее сокращение численности населения, так и обезлюживание малых городов и сел. Официально в России 12% сельских населенных пунктов не имеет населения, в 24% деревень живет не более 10 человек в каждой, а в 20% - не более 50. В совокупности это 88 тысяч поселений из примерно 153 тысяч зарегистрированных.

Фото Александра Кустова (Красноярский край) с сайта Родинки:
 

 

 

 

 Путешествие по глубинной России часто оказывается психологическим  испытанием для жителей крупных городов. Как пишет фотограф Ксения  Диодорова в своем блоге, «представленные  в этой серии фотографии были сделаны мной во время  экспедиции по  России, в Костромскую область. Каждое утро мы садились в  машину и  объезжали близлежащие деревни, заходили в дома к людям.   Встречались  деревни домов в 20, в которых живет только один человек или  одна семья,  а остальные все - брошены. И хоть с этими людьми мы говорим  на одном  языке и живем в одной стране, все в них стало для меня  открытием и  потрясением, как если бы я оказалась на другой планете«.
 

 

 

 

 

 

 

 

 Беломорский район Карелии:
 

 

 

 

 

 

 

 

 В России выживание поселков прямо зависит от «подключенности» к  транспортной инфраструктуре. На Урале медленно, но верно умирает  уникальная Алапаевская узкоколейная дорога, которая была построена еще в  конце XIX-начале XX веков. 30 лет назад ее длина достигала до 650  километров. Сейчас она по-прежнему остается самой длинной узкоколейкой в  России (правда, уже лишь 260 километров протяженностью), но большинство  ее станций уже закрыты, поезда ходят три-четыре дня в неделю, а  население умирающих поселков, расположенных вдоль нее, гоняет по  «железке» на дрезинах-пионерках (фото Денис Тарасов).
 

 

 

 

 

 Дорога еще живет лишь за счет лесозаготовок - частные промышленники  вырубают тайгу и возят кругляк по железной дороге. Однако этот бизнес с  каждым годом становится все менее рентабельным. Часть поселков вдоль  дороги уже вымерла, в других остались лишь те, кому некуда податься.  Население спивается, от безделья единственным развлечением остается  закидать камнями проходящий мини-состав. Во многих деревнях, еще живых, нет ни электричества, ни мобильной связи, ни медицинской помощи.
 

 

 

 

 

 


http://ttolk.ru/?p=4087

Подборка материла по теме (2009-2011гг)
Previous post Next post
Up