Сразу же скажу, что сериал "Меч" я полюбил с момента его первого просмотра горячей и пламенной любовью. Сами представьте - по всем телеканалам либо политкорректные комедии, либо "полицайские сериалы", а тут вдруг такое...
Смотрел, не отрываясь и даже приобрёл на диске для домашнего пользования. Смотрел, чуть наизусть не выучил, хоть и замечал отдельные несуразности. А потом, интереса ради, уже после прихода в "9-е мая" пересмотрел ещё раз. После знакомства с ТМ и статьями об информационных вирусах. Интересная, знаете ли, картинка получилась.
На форуме Движения я ожидал увидеть отклики на такой весьма злободневный, а главное, подходящий по теме фильм. Вместо этого обнаружил единственную короткую заметку т. Владимира, более походящую на набор слов, не имеющих отношения к предмету. Хотя, на самом деле, "Меч", за вычетом некоторых мелочей - это гениально вирусная работа, которая отличается от прочих "убогих сил" или "мусоров" так же, как профессионально модифицированный грипп от банальной простуды. Да и рассчитано это, как и подобает биологическому оружию высшего класса, на элитную аудиторию.
Надо отдать должное авторам сериала - они очень тонко уловили потребности общества. Даже самый последний овощ-обыватель, расслабляющийся после рабочего дня с пивком под крутой боевичок уже давно видит разницу между киношными "глухарями", "ментами с улиц разбитых фонарей" и реальными полицаями. Для любого человека, хоть однажды имевшего дело с судом, персонажи сериала "Прокурорская проверка" так же реальны, как Дед Мороз. Но в принципе, обывателю и того хватает, в крайнем случае, посмотрит боевичок с Чаком Норрисом, тот хоть не раздражает.
"Меч" же рассчитан на принципиально другую группу. На тех, кто уже давно разочарован что в реальных полицаях, что в их киношных коллегах. Иногда кажется даже, что фильм даёт прямой ответ на извечный вопрос "что делать?" Что же, рассмотрим его внимательнее.
Игры актёров я касаться не буду, я не кинокритик, да и не очень-то уместны такие комментарии на нашем форуме, но вот что касается сценария... Полное впечатление, что его писали двое - пьющий профи и "молодой талантливый автор", как таковых язвительно именуют литературные критики. Другими словами не объяснить иногда всплывающий в фильме бред. Профи описал становление "Меча", уничтожение банды "чёрных риэлторов", разгром сети наркоторговцев и запил. Потому что потом появляется какой-то невразумительный маньяк, передающей правильной прокурорше Ольге "привет из прошлого". Нет, конечно, обращение к прошлому героев - это богатая почва для развития сюжета, но тогда непонятно, почему такие серии "с приветом" не всплывали и далее? Особенно, если соответствующие описательные образы вынести в названия серий? Представляете, эпизоды "Меча" с названиями "Месть Карева", "Война Макса", "Костян наносит ответный удар", "Возвышение Чижика", "Коля Савкин мочит всех", "Лена не дала наркобарону", "Лена опять не дала наркобарону"... В общем, как писали в газетке для малолетних задротов "Питерский бульвар", "тема сисек не раскрыта".
Таким же идиотизмом выглядит история с охотой на киллера. Нет, реверанс в сторону оперативных талантов старых чекистов, "на раз" вычисляющих неуловимый "Меч" весьма приятен, но с чего вдруг сценаристы решили, что угроза жизни преуспевающей "бизнес-леди" исчезла после смерти киллера-наёмника? Не спрашивайте у меня, я всю жизнь считал, что подобная угроза ликвидируется только со смертью заказчика, потому как киллеров можно набрать хоть роту, были бы деньги.
Разгром "Меча" - ну тут слов нет, мат один. Полное впечатление, что вменяемый сценарист окончательно ушёл в запой, а его молодой коллега никогда не читал книжек о подполье времён Отечественной, иначе знал бы, как профессионалы борются с подпольщиками. Конечно, поколению ЕГЭ книжки читать тяжко, поэтому проще превратить всех персонажей в идиотов, которые вообще непонятно как дожили до своих лет.
Но всё это чисто сюжетные вопросы. Причём здесь ТМ, спросите вы? Где здесь те самые злобные вирусы? Кажется, благородные "меченосцы" всё делают, как надо, "убивают виновных, не трогают невинных и в случае нарушения своими пункта 2 применяют к ним пункт 1"?
А главная вирусная сцена фильма находится в серии №8 под названием "Террор", а точнее, в самом её начале, там, где доблестные народные мстители ищут корень зла в обществе. И устами героини Виктории Фишер (той самой честной прокурорши) озвучивается фраза: "Так это же наркота!" С этого момента вопрос ясен. Какими бы ни были замечательными главные герои, их удел - это удел беркемовского Конева, обречённого обламывать веточки с дерева государственного беспредела идеалиста. И в фильме это тоже периодически озвучивается- как бы геройски "Меч" не воевал с "Гидрой", мерзостной наркоструктурой во главе с полковником - беспредельщиком (кстати, весьма неоднозначным персонажем), но как только контроль над наркотраффиком перехватил генерал "государевой службы", как "меченосцы" превратились в сборище идиотов, а доблестная "Альфа" завалила всех. В общем, как выражался мой любимый писатель Илья Рясной, "пока вы здесь играли в свои туземные игры, до вас никому не было дела".
Иными словами, "Меч" исполняет всё ту же беркемовскую функцию с точностью до наоборот. Если Беркем кричит что- то вроде:"Грабь, режь убивай, насилуй, мародёрствуй, кидай, предавай и совершай аморальные действия с ослами, т.к. иначе не выживешь, ибо все так будут делать!", то "Меч" требует зациклится на борьбе с мародёрами, уличной шпаной и прочими апологетами беркемовского учения. Потолок их акций - ликвидация главаря беспредельной банды, реальный корень зла в виде продажной антинародной власти они даже не пытаются увидеть. То есть, если хочешь бороться со злом так же, как крутые парни из группировки "Меч" - иди на улицу, вали розничных наркоторговцев. Скины, кстати, так же рассуждают, только у них вместо наркодилеров чурки. А чиновники и полицаи, без попустительства которых была бы немыслима ни масштабная наркоторговля, ни нелегальная миграция, наверное, сами исправятся.
Теперь возникает вопрос: имеет ли смысл смотреть этот фильм и может ли он чему-то научить? Да, может, и на эти позитивные моменты я хочу обратить особое внимание.
1.) Процесс формирования группы показан очень грамотно - либо по принципу личного доверия, либо по принципу серьёзной ненависти к режиму. Привлечение "крещённых кровью", как Ольга и Чижик, дело довольно опасное, но, как показывает историческая практика, работающее. Тем более, в фильме грамотно показана работа с такой публикой, главное помнить, что в кино они уже в глубине души были готовы работать с подобной организацией, просто никто не предлагал. В жизни может быть иначе.
2.) Отлично показан тот факт, что без денег и оружия любая боевая организация такое же чмо, как утка в рукопашном бою.
3.) Опять же, возвращаясь к кадрам, хорошо показано желание привлекать в организацию профессионалов (серия с вербовкой Коли Савкина).
4.) Отдельных аплодисментов стоит вопрос о том, что первично: общественный резонанс (карты Таро) или конспирация. Вопрос, кстати говоря, серьёзный.
5.) Насчёт сменных сим-карт - золотые слова "скольких идиотов ловили по пеленгу". По хорошему, каждому члену подобной организации следует иметь при себе пару-тройку симок. Только в условиях совсем уж жёсткой перестраховки вдобавок к вынутой симке стоит вынимать и аккумулятор, даже из выключенного телефона, а лучше иметь второй, какую-нибудь дешёвенькую чёрно-белую "Нокию". Стоит копейки, держит долго, выносливая на удар и холод.
А для всего остального - поверьте, даже самое лучшее и самое патриотическое кино вас всему не научит. Подсмотреть что-то полезное, поднять настроение и моральный дух там можно, но в остальном надо помнить, что если вдруг НАЧНЁТСЯ, то воевать придётся нам, а не киношным персонажам. Так что изучайте ТМ, матчасть, тактику, записывайтесь в стрелковые кружки и спортивные секции. А то вдруг окажется в один прекрасный день, что твой старый знакомый такой вот "меченосец" или активист радикальной революционной партии. И скажет он тебе:"Я тебя давно знаю, ты нормальный человек. Пошли к нам!" А ты ему что?
Источник