Кутна-Гора расположен в 65км. К востоку от столицы, представляет собой Прагу в миниатюре и без туристов. О том, как мы туда добирались я писала
ТУТ Своим процветанием Кутна-Гора была обязана прежде всего серебряным рудникам, открытым в первой половине XIIIв., благодаря которым с 1300 г. В городе располагался королевский монетный двор. К середине XVIв. Рудники иссякли и город пришел в упадок. В настоящее время исторический центр города внесен ЮНЕСКО в Список памятников мирового культурного наследия.
Самой известной достопримечательностью Кутна-Горы является Костел Всех Святых (Костница). На первый взгляд это маленькое зданьице не производит никакого впечатления.
Но стоит заглянуть внутрь и все разительно меняется
В Косте хранилище не так мало света, да и руки у меня тряслись, так что некоторые фотограяии будут мутными, уж не обессудьте. В принципе, на просторах рунета про Костницу написано очень много. Но дабы вы не утруждали себя поисками, выложу в этот пост информацию собранную мною перед поездкой. И что бы читать было не скучно, периодически буду вставлять фотографии интерьера.
Во второй половине XIII века чешский король Отакар II послал аббата одного из католических монастырей в Палестину. Из заграничной командировки священник привез немного земли. Ее он нарыл на Голгофе, где, согласно новозаветному преданию, распяли Иисуса Христа. Монастырские братья рассеяли землю неподалеку от Кутно-Горы и основали кладбище. С тех пор стали считать, что здешняя земля свята. Подобное убеждение возникло не на пустом месте. Согласно легенде, тело здесь начинает разлагаться только на третий день после захоронения. Поэтому многие завещали, чтобы их хоронили именно на кутно-горском кладбище. Слава о Святой земле в центре Европы распространилась далеко за пределы страны. Среди погребенных были не только чехи, но и знатные покойники из Германии, Польши, Бельгии.
В 1318 г. в Богемии вспыхнула эпидемия чумы. Родственники везли своих мертвецов, разумеется, в Кутна-Гору, к месту, где монахи когда-то развеяли частичку Палестины. В тот страшный год земля приняла около 30 000 трупов. Само кладбище занимало четыре гектара и было несоизмеримо больше нынешнего. Захоронения не прекратились и после эпидемии. Здесь погребали тела монахов-католиков, которых протестанты резали сотнями. Со временем кладбище снискало славу места, где покоились мученики и погибшие за веру. Когда некрополь уже не мог вместить новых мертвецов, его упразднили. При этом все кости извлекли из земли.
В Костнице шесть таких вот "башенок"
К тому времени построили часовню Всех Святых с подвальной часовней Душевной агонии Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Именно туда и перенесли останки основной массы кутно-горских покойников. Кости складывали без всякого порядка и смысла, не заботясь об эстетике и интерьере огромного склепа, в который превратилась нижняя часовня.
Глубина этих "башенок" метра четыре - пять
Первые попытки упорядочить костяные нагромождения предпринял некий монах, о котором известно только то, что он был полуслепым. Монах разобрал завалы черепов, берцовых, плечевых и тазовых костей, ключиц, предплечий и ребер. Из них он построил 6 пирамид. Когда окрестные земли перешли к роду Шварценберг, наведением порядка в костехранилище занялся Франтишек Ринт, известный резчик по дереву и страстный поклонник Иеронимуса Босха. В благодарность работодателю Ринт сложил из костей герб Шварценбергов.
Один из предков этой фамилии прославился победой над турецкими басурманами. Поэтому австрийский император разрешил представителям рода иметь на гербе отрубленную голову турка, которому выклевывает глаза ворон.
Из необычного материала резчику удалось создать интерьер, который сохранился почти без изменений до наших дней. Перед тем как собрать какую-либо композицию, дизайнер погружал кости в раствор хлорированной гашеной извести. После высыхания они принимали специфический, белый цвет.
При создании люстры (см. в центре зала на фото) Ринт использовал все кости человеческого скелета, начиная с фаланг и заканчивая копчиками. Но особо будоражат воображение, конечно же, не люстры, а костяные пирамиды. Мастер придал им форму колоколов. В каждом сделано четыре отверстия для вентиляции. Все сооружения увенчаны короной, символом вечной жизни и победы над смертью.
Специалисты-антропологи полагают, что здесь собраны останки не менее 40 тысяч человек.
В Соборе Всех святых есть два предела: нижний - где и лежат кости и верхний, где нет ничего кроме Распятья. Я к сожалению не помню названия этих пределов, но что-то типа предела "смерти" и "жизни"
Распятье в пределе "смерти"
И ровно над ним Распятье в пределе "жизни"
По мимо Собора Всех Святых в Кутна-Горе есть еще одна достопримечательность - Собор Святой Варвары. Дорога от Костницы до него заняла у нас минут 20, 15-ть из которых мы проехали на автобусе. Как мы узнали потом мы объехали кругом весь город и пешком на прямую было бы в 2а раза быстрее. Но зато город посмотрели и познакомились с водителем автобуса :))
Собор строился в течении 170 лет - с 1388 по 1558г. Великолепный центральный неф создан архитектором Бенедиктом Ридом, автором сводов зала Владислава в Пражском Граде. Он выполнен в редком стиле, называемом «кружевной готикой», - подобное каменное кружево можно встретить, пожалуй, лишь в Англии и Праге.
Автор проекта Ян Палерж - сын Петра Палержа, автора проекта Кафедрального собора Святого Вита в Праге
В Сб. Св. Варвары мне очень понравился орган
Фотография мутноватая получилась, но я решила все равно её выложить
Не знаю чьему семейству принадлежит это древо :((
Ну и напоследок, улочка Кутна-Горы