Навеяно предыдущим постом.

Jan 14, 2015 23:36

Мысли об эволюционной природе добра и зла в человеке. Больше для себя, никакой америки я тут не открою.

Человек - существо стадное. Именно природа состояний человека и убеждает меня в этом.
Как всякое стадное стадное существо, человек обязан иметь механизмы защиты себя, когда ему это необходимо, и защиты члена стада, когда ему это необходимо и есть ресурс.
Собственно, это и есть основная мысль, которую я буду раскрывать дальше.
Берем ослабленного человека, уставшего, оголодавшего... какой первый эпитет? Несчастный или озлобленный. И то и другое нацелено на выживание индивидуума. Вызывающий жалость провоцирует поделиться ресурсом. Озлобленность провоцирует человека взять ресурс самому. Таким образом, и то и другое - это защитные реакции организма. Реакции, нацеленные на выживание.
А теперь, представим другого человека, сытого, ухоженного, выспавшегося... добродушного, доброго. Это тоже не случайно: надо помнить, что на протяжении всего эволюционного пути любой вид большую часть времени занимается тем, что добывает себе пропитание. И если пропитание уже добыто, то требуется механизм, заставляющий особь поделиться ресурсом с остальными. Или с теми, кому нужно. Вспоминаем первые эпитеты: озлобленный, несчастный. Первый отберет, со вторым поделятся.
Как и любой биологический механизм, механизм добра и зла так же подвержен мутациям и ошибкам. Уже нет нашей стаи, уже нет нашего племени. Но при виде несчастного человека мы сами охотно поделимся чем можем.
С мутациями все веселее: редко у какого человека баланс добра и зла выпадает строго на середину. Все-таки, природа - это не компьютер, способный выдавать одинаковые нолики и единички миллиарды раз подряд. Цель эволюции в том, чтобы вид выжил. Не одна отдельная особь, а весь вид с наименьшими потерями.
Именно поэтому, проходя через узкую горловину вертикального(естественного) отбора вид стремительно занимается горизонтальным отбором - чтобы занять все необходимые ниши: никто ведь не знает что потребует в следующий раз наш вертикальный отбор.
Вы можете перебить всех хищников, оставив только травоядных... и через несколько тысяч, а если есть мелкие травоядные, то и через несколько сотен лет вы внезапно обнаружите хищников. Вернее, сперва падальщиков, потом хищников.
Поэтому же в любом сообществе появляются добрые и злые люди. И то и другие нужны, чтобы вид выжил. Если с последними государство пытается бороться, то с первыми успешно борются внешние факторы. Как говорится, легко быть добрым, когда ты сытый, а ты попробуй, когда ты голодный.
Очень хорошо это было видно на примере бандитских 90-х. Когда перестали работать все сдерживающие факторы на злых людей, а у добрых внезапно кончились все ресурсы. В итоге... все установки на доброту и взаимопомощь летели к чертям собачьим. Разум - очень гибкая штука, она легко приспосабливается к новым условиям. Но очень тяжело выпрямляется обратно. А тут несколько лет люди выживали как могли. Не удивительно, что юмор русский юмор после 90-х стал резко злее и острее.
Что нам может помочь как нации?
Оглядывая историю, я могу сказать, что только новые 60-ые. Время сбывшихся мечтаний и надежд, когда страна, вымотанная сперва разрушительной войной, а потом вкалывающая на восстановлении разрушенного, внезапно осознала: можно отдохнуть. Впереди только радость и свет.
Previous post Next post
Up