* * * предыдущая часть * * * Нежелательные эмоции можно устранить из социального репертуара с помощью направленных манипуляций культурными традициями. Можно изменить языковую систему - и у человека не будет способа высказать то, что запрещено; потеряв знакомые смыслы, он просто утратит также сами понятия. Но вряд ли, тем не менее, возможно устранить из характера человека эмоциональность и продолжать его считать потом полноценным представителем людской породы.
Селия Фридман, "В завоеваниях рождённые".
Вопреки установившемуся "общепринятому мнению", эмоциональная часть психики является не животным пережитком, а основой сознания человека. Эмоциям учатся точно также, как и счёту - с самого начала жизни. Едва ребёнок родился, его мозг начинает
копировать посредством повторения бессознательных микродвижений информацию о низкоуровневых структурах мозга родителей. Эти знания фундаментом для построения всей психики, он в то же время они неосознаваемы сознанием человека. Эти базовые знания и составляют эмоции, ядро человеческой психики.
Эмоции - это не только радость, печаль и т.п. - это все бессознательные реакции, формирующие основу личности человека. То, что принято считать эмоциями - это лишь некоторые наиболее различимые и часто повторяющиеся проявления работы ядра психики. Но само ядро психики играет гораздо большую роль: если представить мозг как отдельный организм, то эмоции будут мозгом этого организма. Эмоционально бедный человек не только лишен возможности ощущать всю полноту ощущений от мира - само его сознание неполноценно, урезано, а скудность эмоций - это лишь самое яркое проявление этой неполноценности.
Знания о эмоциях ребенок усваивает от своих родителей, точно также, как и гены. Именно поэтому национальное самосознание так коррелирует с генотипом. Возможность усвоить их существует только в самые первые годы жизни, потом наверстать упущенное будет невозможно. Нельзя сменить национальность, просто копируя поведение других людей, т.к. нельзя заменить своё Я другим.
"Исполнившись славянской идеи, Аксаков начал одеваться столь русски-национально, что на улицах его принимали за персиянина."
Герцен.
Именно поэтому одержимых разрушением людей нельзя назвать полностью разумными. Если эмоциональная сфера ребенка не развита, то причина этого может крыться с отношениях с родителями, в самой психологии родителей. Если родители были постоянно заняты своими делами, и недостаточно уделяли внимания детям, это могло повлиять на развитие детей. Но также важно и то, каким образом было выражено это неуделение внимания. Чтоб отказать в заботе собственному ребёнку, мало быть чем-то занятым. Требуется участие эмоционального ядра психики родителя - невысказаное "отвяжись" в адрес ребёнка. Это "отвяжись" не обязательно осознает даже родитель, не услышит его сознание ребёнка, но подсознание через микродвижения и мимику уловит саму суть - негативные эмоции. И самое главное: оно запомнит это и включит в состав собственного Я.
Очень может быть, что родители пренебрегли ребенком потому, что сами уже несут в душе разрушительную частицу, отталкивающую их от ребёнка.
В раннем возрасте пренебрежение ребёнком приведёт к недоразвитию созидательной части Я, но породит огромную тёмную часть, постоянно загнанную в угол, и способную лишь отрицать, сперва в виде самозащиты от внешнего мира, а позже - уже как неотъемлемую часть собственного сознания. Именно отсюда растёт идеология просвещения, и борьба просветителей с религией, и прочие особенности психики людей, одержимых разрушением.
Понеся утрату, организм приспособляется, компенсирует повреждение повышением нагрузки на иные части тела. Так, слепые от рождения обычно обладают гораздо более развитым слухом, чем зрячие. Точно также, будучи бедны эмоционально, люди приспосабливаются, компенсируют отсутствующее интуитивное понимание вещей сознательным логическим подходом.
Вот только мозг сам по себе не знает логики, он лишь умеет выводить следствия, которые изучил. Ориентированное на максимально быстрое решение задачи подсознание отвечает сигналом по самому кратчайшему пути, отбрасывая важные ньюансы, не замечая существенных неявных предположений, влияющих на ответ, не обнаруживает ошибки и противоречия.
С точки зрения мозга, вообще не важно, правилен вывод или нет.При этом правильность выводимого следствия проверяется лишь в момент его усвоения, пока оно находится в сознательной сфере, и то - согласно уже усвоенным субъективным "знаниям". В момент перехода его в подсознание, следствие становится почти постоянным - нейронные связи хотя и могут впоследствии изменяться, он делают это очень медленно и неохотно.
* * * продолжение следует * * *