Возвращение атомного лихтеровоза

Dec 30, 2014 00:39

Оригинал взят у masterok в Возвращение атомного лихтеровоза



В Североморске закончен первый этап восстановления одного из самых уникальных в мире кораблей. Это единственный транспортный корабль с атомной силовой установкой - лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

В доке 82-го Судоремонтного завода он прошёл процедуру восстановления и покраски корпуса. И теперь «Севморпуть» готовится к полномасштабному ремонту и вводу в эксплуатацию.

Операция по выведению лихтеровоза из дока началась в понедельник днем. Ремонтные работы на судне «Росатомфлота» проводились с 1 октября этого года. По информации «Росатомфлота», в них были задействованы 154 производственных рабочих и 50 инженерно-технических специалистов ОАО «82 судоремонтный завод». «Лучшей оценкой результатов трудового коллектива предприятия стала лицензия Российского морского регистра судоходства, выданная ФГУП «Атомфлот» сроком на пять лет», - отмечают в компании.

«Качество и оперативность работы, исполненной коллективом «82 судоремонтного завода», приятно удивили. Судоремонтники показали, что как и раньше работают на высоком уровне», - приводятся в сообщении слова первого заместителя генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки. Он уточнил, что последнее докование «Севморпути» на судоремонтном заводе было в 2005 году, и на предприятии были опасения, не растеряли ли навыки специалисты.

По мнению судоремонтников, выполненный комплекс работ является сложнейшим, а по объемам может сравниться только с операциями на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий». С января будущего года на атомном лихтеровозе-контейнеровозе «Севморпуть» продолжится заводской ремонт. Ходовые испытания судна запланированы на начало 2016 года.

Ледокольно-транспортное судно «Севморпуть» находилось в эксплуатации с декабря 1988 года. В связи с выработкой назначенного ресурса реакторной установки (свыше 100 тысяч часов) и отсутствием востребованности лихтеровоз в марте 2007 года переведен в режим отстоя, а установка - в режим длительного хранения с возможностью последующего использования. В конце 2013 года генеральный директор Росатома Сергей Кириенко подписал приказ о восстановлении атомохода «Севморпуть».

А мы с вами давайте вспомним историю этого корабля …



Фото 2.



Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. Проект судна разработан на основании совместного решения Минморфлота и Минсудпрома № С-13/01360 от 30.05.78 в соответствии с техническим заданием на его разработку. Корпус судна спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР изд.1981г.

Судно спроектировано, построено и эксплуатируется с учетом выполнения отечественных и международных правил, конвенций и норм, в том числе:

  • Кодекса ИМО по безопасности ядерных торговых судов;
  • Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе;
  • Норм радиационной безопасности;
  • Правил ядерной безопасности;
  • Основных санитарных правил.

Атомоход «Севморпуть» сдан в эксплуатацию 31.12.88г.

С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз «Севморпуть» прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

Для сравнения: судам типа СА-15, работающим на Дудинской  линии пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое  же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива

Фото 3.



Восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть»  запланировано  к 1 марта 2016 года

В конце декабря 2013 года  Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко подписал приказ о восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть».

Задачи, которые будут стоять перед контейнеровозом -  это традиционное обеспечение Северного завоза,  участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле,   обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.

В настоящее время начинаются ремонтные работы, связанные с восстановлением судна. Для ввода в эксплуатацию «Севморпути» необходимо выполнить ремонт судна на класс Регистра, выполнить работы по продлению ресурса ЯЭУ, закупить и загрузить комплект ядерного топлива. Срок выполнения вышеуказанных работ - 1,5 года.

Ранее  в соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24.10.2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова.  Данные работы приостановлены.

Фото 4.



Назначение

Судно предназначено для перевозки:

-лихтеров типа ЛЭШ в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном;

-контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.

Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.

Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн соответственно.

«Севморпуть» способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м.

Ядерная энергетическая установка не ограничивает дальность и продолжительность плавания.

Фото 5.



Основные характеристики

Тип судна - одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом,  баком,  носовым расположением жилой надстройки,  промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа,  крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.

Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.

Длина наибольшая, м
260

Длина между перпендикулярами, м
228,8

Ширина наибольшая, м
32,2

Высота борта у миделя, м
18,3

Осадка по летнюю грузовую марку, м
11,8

Осадка спецификационная (для плавания во льдах), м
10,65

Водоизмещение судна в морской воде плотностью 1.025 т/м3

при осадке по летнюю грузовую марку 11,8 м, т
61880

Дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку, т
33980

Дедвейт судна при спецификационной осадке, т
26480

Размер грузовых люков в свету:

- длина, м
20,6

- ширина, м
19,05

Скорость хода судна при средней осадке 10 м и мощности ГТЗА 29420 кВт, узел 20,8

Фото 6.



Энергетическая установка

Энергетическая установка состоит из:

- Главного турбозубчатого агрегата мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.

- Атомной паропроизводящей установки производительностью 215 тонн пара в час, при давлении 40 ата и температуре 290оС.

- Вспомогательной установки:

- 3 турбогенераторов по 1700 кВт

- 2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт

- 2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.

- Котел аварийного хода (в случае выхода из строя АППУ) паропроизводительностью 50 т в час при давлении 25 кг/см2 и температуре пара 360оС, работающий на дизельном топливе.

Характеристика кранов

На лихтеровозе установлены подъемные краны:

1.Кран «КОНЕ»:

Грузоподъемность, т
500

Скорость подъема, опускания, м/мин
0.5¸80

Скорость передвижения крана, м/мин
0.3¸50

Высота подъема:

- полная, м
27

- от головки рельса, м
12

Колея подкранового пути, мм
21336

На лихтерном кране установлены две контейнерные приставки грузоподъемностью по 38,0 т и два вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40 футовых контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.

2. Два  крана грузоподъемностью  16 тонн .

3. Два  крана грузоподъемностью 3,2 тонны.

Фото 7.



Лихтеровоз был специально спроектирован для работы на Крайнем Севере. Он самостоятельно может преодолевать лёд толщиной до 1 метра. Его основным назначением в мирное время был северный завоз. Но, как и многие советские сугубо гражданские суда, он имел и военное предназначение. Имея ядерную энергетическую установку, «Севморпуть» обладает практически неограниченной дальностью хода. Он способен доставлять различные грузы в том числе и на необорудованное побережье. Для этого «Севморпуть» может транспортировать лихтеры (баржи) или самоходные транспортные и десантные средства, а также катера и гусеничные плавающие транспортёры.

Фото 8.



В принципе, двойное назначение советских гражданских судов - не новость. Так, атомные ледоколы типа «Арктика» при необходимости могут быть оборудованы двумя 76-мм артустановками АК-726 и четырьмя 30-мм шестиствольными зенитными автоматами АК-630. Справочник «Джейнс файтинг шипс» несколько десятков крупных транспортных судов советского Минморфлота относил к вспомогательным десантным силам ВМФ СССР. Таким же образом «Севморпуть» без существенного дооборудования мог быть использован для перевозки войск, боевой техники и материальных средств в интересах вооружённых сил.

И сегодня одной из главных причин спасения этого уникального корабля стала острая потребность в создании Арктической группировки войск и восстановлении военной инфраструктуры на крайнем севере.

Фото 9.



В ближайшее время база на острове Котельный должна быть расширена, а новые базы появятся в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, а затем ещё в ряде пунктов, расположенных вдоль Северного морского пути. Масштаб работ и объём грузоперевозок, который потребуется для создания сети новых военных баз, требует существенного увеличения транспортных возможностей флота. И такой уникальный корабль, как «Севморпуть», подходит для этих задач как нельзя лучше.

Восстановление и ремонт атомного лихтеровоза продлится до весны 2016 года. В настоящий момент завершается формирование его экипажа. Легендарному советскому кораблю ещё предстоит поработать для восстановления мощи страны.

image Click to view



источники

http://m.ria.ru/atomtec_news/20141229/1040754189.html

http://www.rosatomflot.ru/index.php?menuid=34

http://www.odnako.org/blogs/vozvrashchenie-atomnogo-lihterovoza-sevmorput-zavershyon-dokoviy-remont/

А я вам в продолжении темы напомню еще про Атомные реакторы на торговых судах, а так же про Ледокол для озера Байкал и Самый большой ледокол в мире А где строится  Самый крупный и мощный ледокол строится в России ,  или например изучали вопрос Есть ли перспективы у ПАТЭС ?,

5 total views, 5 views today

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=57308

завод Залив, интересно, Керчь, судостроние

Previous post Next post
Up