Ученые-антропологи восстановили облик южноуральцев, живших четыре тысячи лет назад.
Благодаря археологам мы многое узнали о жителях Аркаима и Страны городов. Но в прошлом году ученые-антропологи подарили нам настоящую сенсацию. Они восстановили облик конкретных людей, погребенных здесь четыре тысячи лет назад. До сих пор мы могли лишь гадать, как выглядели аркаимцы. Известные антропологи Алексей Нечвалода из Уфы и Александр Хохлов из Самары сделали научную реконструкцию четырех наших древних земляков по методике знаменитого ученого М.М. Герасимова.
«Принцесса» из Кизильского
Первый женский портрет сделан на основании останков, найденных на территории нынешнего Кизильского района. Челябинские археологи ведут здесь раскопки с 2008 года. По времени Кизильский могильник предшествует Аркаиму. Но уникален он тем, что является одним из самых ранних курганных могильников Урала.
Группу археологов возглавляла здесь доцент кафедры археологии ЧелГУ, кандидат исторических наук Татьяна Малютина. Она рассказывает:
- До этого над могилами курганов не сооружали. Движение племен ямной культуры считается самым древней миграцией индоевропейцев на территории степей Европы вплоть до Алтая и Енисея. Теперь же для погребения одного человека сооружался курган…
В одном из здешних курганов и был обнаружен скелет женщины. Ученые спорят о ее социальном статусе, но про себя называют ее «принцессой».
Дело в том, что курган большой - 22 метра диаметром. Вокруг него - глубокий ров шириной три-четыре метра. По сути - маленькая крепость. Сделать такое сооружение было непростым делом. Какого-либо «инвентаря» в могиле «принцессы» археологи не нашли. Впрочем, в ту пору еще не сложилась традиция закладки предметов вместе с умершим. Тело было лишь посыпано охрой, видимо, существовал какой-то обряд, связанный с воскрешением - охра символизировала кровь, а значит, жизнь.
«Принцессе» на момент смерти было около 25 лет. От чего она умерла - сказать трудно. Татьяна Малютина говорит, что в то время человек мог умереть даже от простуды. Поэтому и жили мало - немногие доживали до 32 лет.
С клыком на груди
А вот на груди второго человека, облик которого восстановили ученые, был обнаружен медвежий клык. А. Нечвалода изобразил его как амулет на шее, но это допущение ученого, а не факт. Клык мог быть положен уже в могилу. Мужчине тоже не больше 25 лет. Его останки были найдены группой археологов под руководством кандидата исторических наук Дмитрия Здановича уже поблизости от Аркаима, в могильнике Александровский-4. Здесь под расплывшимися уже курганами на большой глубине были найдены погребения с прекрасно сохранившимися скелетами.
- Здесь мы также находим охру. В свете новых раскопок было представлено, что захоронения тоже оставлены ямными племенами, - говорит Татьяна Малютина. - Все погребения около Аркаима я условно называю погребениями патриархов Аркаима. Когда они были похоронены, самого Аркаима еще не было. Люди только освоили эту территорию, поняли ее смысл и задумали строительство крепости.
Молодые «граждане»
Две последние реконструкции - это уже собственно аркаимские жители. Эти люди младше первых двух примерно на 200-300 лет. Но возраст мужчины - предположительно 23 года.
Женщина - немногим старше. Она высокая - около 180 сантиметров, притом, что средний рост жителей Аркаима был около 170 сантиметров. Их останки были найдены в Большекараганском могильнике, одном из самых ярких курганов. Здесь много предметов: наконечники стрел, топор-тесло, булава, крюк. Бывало, в могилы вместе с умершим человеком клали жертвенных животных, в отдельных случаях до 20 туш, что говорит о некоем достатке. Но доктор исторических наук Геннадий Зданович уверен, что жесткого имущественного расслоения в Аркаиме все же не было. Социальная дифференциация зависела от авторитета, таланта, пола и возраста. Было ли такое «бесклассовое» общество следствием разумной общественной организации или его нужно объяснить более приземленными причинами, сказать сложно. Но профессор Зданович всегда настаивает: Аркаим способен дать нам важные уроки.
Такие же, как мы
Впрочем, обо всем этом много уже сказано и написано. А вот восстановленный облик жителей Страны Городов дает нам другую важную информацию. Как видим, аркаимцы, попади они сейчас в наше время, легко бы растворились в толпе. Они и впрямь очень похожи на нас.
Алексей Нечвалода и Александр Хохлов относят аркаимское население к древнейшим европеоидам, уточняя, что здесь смешаны две европеоидные ветви - среднеевропейская и средиземноморская. Присутствуют также и уралоидные признаки.
Что подтверждает ранее известное мнение ученых о том, что самое древнее население на Урале было финно-угорского происхождения (уралоиды). Оно существовало и развивалось здесь в единственном числе вплоть до энеолита (эпоха перехода от каменного века к бронзовому) и бронзового века. Только в бронзовом веке появляется здесь европеоидное население - «ямники». Они начинают смешиваться с уралоидным населением. Причем женщины несут большую степень уралоидности (антропологи говорят, что это даже заметно на реконструкциях), а мужчины более европеоидны.
Антропологи говорят, что при нынешних возможностях науки (и при достаточных средствах, разумеется) можно было бы легко получить даже геном жителей Аркаима.
Школа реконструкции Герасимова
В России вот уже 60 лет существует целая научная школа антропологической реконструкции облика человека по его черепу. Ее основателем является выдающийся ученый Михаил Герасимов. Его методика признана во всем мире и по сей день считается уникальной, а реконструкция - весьма точной. Михаил Михайлович воссоздал портреты безымянных древних людей, а также известных исторических персонажей. В их числе - Ярослав Мудрый и Иван Грозный, а больше всего сам ученый гордился тем, что воссоздал облик Тамерлана.
Результаты работ М.М. Герасимова хранятся во многих музеях мира, включая знаменитый Музей человека в Париже.
Метод Герасимова используют в своей работе и современные криминалисты, о чем хорошо знают любители детективов. Работа начинается с анализа черепа. Затем наступает черед графической реконструкции лица. Следующий этап - скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе с помощью пластилина или воска восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот. Герасимов разработал таблицу толщины мягких тканей.
Самое сложное - восстановить глаза, нос, рот и особенно уши. Но и здесь есть специальная методика. Например, хрящевую часть носа можно восстановить на основании формы краев носового отверстия черепа. Высота крыльев носа определяется по высоте расположения так называемого раковинного гребня, находящегося у самого края носового отверстия. Даже для восстановления формы и ушей и их оттопыренности существуют свои методики.
Завершается работа созданием скульптурного бюста с учетом исторических данных (если таковые существуют) - одежда, прическа, украшения. Надо отметить, что специалист, занимающийся реконструкцией, должен не только в тонкостях знать анатомию, но быть еще в значительной мере художником.
Алексей Нечвалода:
- Череп человека индивидуален настолько, насколько неповторимо его лицо. Именно своеобразие черепа обеспечивает портретное воспроизведение внешнего облика человека. Каждая новая реконструкция, работаешь ли ты над восстановлением образа безымянного человека эпохи бронзы, железного века или же над восстановлением облика известной исторической личности, - это еще одна возможность как можно глубже научиться «читать» череп, то есть изучить его настолько, чтобы максимально «снять» с него всю информацию об индивидуальных особенностях лица.
Справка:
Алексей Иванович НЕЧВАЛОДА - антрополог, специалист по палеоантропологии и реконструкции лица по черепу, художник, завотделом антропологии Музея естественной истории Уфы. Автор многих печатных работ и серии графических и скульптурных реконструкций древнего населения Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Египта и других регионов.
Александр Александрович ХОХЛОВ - кандидат исторических наук, доцент, заведующий Палеоантропологической лабораторией естественно-географического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
источник