Спасательное судно-катамаран "Коммуна" отметил в ноябре этого года свой 100-летний юбилей. Примечательно, что ветеран, переживший все мировые войны, все еще состоит на службе - в Черноморском флоте России. Это старейшее в мире действующее военное судно.
Во всем Черноморском флоте катамаран «Коммуна» - самый мирный корабль. Это корабль-спасатель подводных лодок, созданный тогда, когда подводный флот делал первые робкие шаги - в 1913 году. Тогда Морской Генеральный штаб Российской империи объявил конкурс на проект специализированного двухкорпусного судна -в качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель "Вулкан".
Проект Путиловского завода оказался лучшим из представленных на конкурс. В результате завод получил 30 декабря 1911 года наряд № 3559 отдела общих дел ГУК (Главного управления кораблестроения). Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. Контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов (директор верфи - Н. Н. Кутейников) 5 мая 1912 года. Утверждение "общих чертежей" состоялось 4 октября, а уже 12 ноября под наблюдение полковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова (позже его сменил полковник А. П. Шершов) началась сборка корпуса судна на стапеле.
Судно "Волхов" (первоначальное название "Коммуны") было спущено на воду в ноябре 1913 года и вскоре вступило в строй Балтийского флота - в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы.
Первым командиром «Коммуна» стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский.
Впервые спасатель был использован по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, "Волхов" поднял лодку. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. Следом была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ".
Судно "Волхов" участвовало в революционных событиях и в гражданской войне, обслуживая субмарины Красного Балтийского флота. В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря (в день образования СССР) спасательное судно "Волховъ" получило новое название - «Коммуна».
С новым именем судно продолжило свою нелегкую службу на Балтике: "коммунарцы" тушили пожар на лодке "Змея", поднимали затонувшие посыльные судна "Кобчик" и лодку № 4 "Красноармеец".
Осенью 1924 года штатный состав на «Коммуна» был увеличен до 110 человек. Судно базировалось преимущественно в гавани Кронштадта.
С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом. Также «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки "Большевик", М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет...
С началом Великой Отечественной войны «Коммуна» (под командованием капитана 1 ранга С. И. Рябкова) базируется на Ленинград. Когда обстановка стала сложной на театре боевых действий, 23 члена экипажа «Коммуна» ушли воевать на сухопутный фронт. В ходе интенсивных налетов фашистской авиации судно неоднократно получало различные повреждения, но, несмотря на это, экипаж продолжал мужественно выполнять возложенные на него ремонтные работы. К концу 1942 года на судне почти полностью сменились командование и экипаж. В условиях сорокаградусного мороза, при норме хлеба 300 грамм в сутки на человека моряки выполняли план судоремонта на 250 - 300 %, а некоторые - на 550 - 575 %!
В 1944 году аварийно-спасательное судно «Коммуна» подняло четырнадцать затонувших объектов общим водоизмещением 11767 тонн, и оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Вся команда корабля была награждена медалями «За оборону Ленинграда».
Но после окончания войны спасательные операции не прекращались. Только в 1957 году судно-ветеран подняло с глубины 45 м поврежденную субмарину М-200, в октябре того же года с глубины 73 метра - субмарину М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра артиллерийский катер.
За весь боевой путь аварийно-спасательное судно «Коммуна» оказало помощь более ста кораблям, судам и подводным лодкам.
На капитанском мостике.
В 1967 году аварийно-спасательное судно типа катамаран поменяло место базирования. Теперь его новым домом стал порт Севастополь. После чего на местном предприятии «Севморзавод» корабль был переоборудован в судно-носитель глубоководных аппаратов.
На корабле дополнительно было установлено оборудование для размещения двух глубоководных аппаратов типа «Поиск-2», рассчитанных на глубину погружения до 2000 метров. После проведения ряда успешных испытаний, 15 декабря 1974 года аппарат с катамарана произвел рекордное погружение на глубину 2026 метров. В 1977 году «Поиск-2» эксплуатировался во время поисков самолета Су-24, потерпевшего аварию у берегов Кавказа и затонул на глубине 1700 метров.
В ноябре 1979 года судно-носитель глубоководных аппаратов «Коммуна» встало на средний ремонт в доке предприятия «Севморзавод». В 1984 году военный экипаж корабля был расформирован, так как судно планировалось передать Академии наук СССР. В этот период его основательно разграбили, в результате пришлось все заново восстанавливать.
Позже Академия наук СССР отказалось от катамарана, и судно осталось в составе ВМФ.
Гордость корабля - новейший глубоководный аппарат «Пантера», способный опускаться на глубину до 1 км.
Резак "Пантеры", способный распилить подводный кабель или якорную цепь.
Машинное отделение.
Технические характеристики аварийно-спасательного судна «Коммуна»:
Водоизмещение - 3100 тонн;
Длина - 81 м;
Ширина - 13,2 м;
Осадка - 3,7 м;
Дальность плавания - 4000 миль;
Силовая установка - два дизельных двигателя типа 6ДР30/50 мощностью 1200 л.с.;
Скорость хода - 8,5 узла;
Экипаж - 23 человека; (численность экипажа на момент спуска на воду: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза);
Вооружение - нет;
Специальное оснащение:
Грузоподъемные устройства - левый корпус 80 тонн, правый корпус 30 тонн;
Гидроакустические станции МГ-26, МГВ-5Н, МГ-239М, «Кама»;
Глубоководный аппарат «Пантера»;
"Историческая правда", фотографии
Сергея Анашкевича (Aquatek)