Идея этого путешествия возникла в прошлом году, во время ежегодной поездки на реконструкторский фестивать в Ватерлоо. Пока ждал самолета, разглядывал табло отлетающих и увидел строчку "Марсель". К осени сложился маршрут - Марсель, Тулуза, Бордо, Париж. Бордо после долгих сомнений и страданий пришлось вычеркнуть, зато добавился оказавшийся по пути Каркассон. Удалось уговорить коллегу с работы составить мне компанию, что существенно снизило затраты на поездку - на гостиницу, аренду машины и топливо.
Решено было совместить поездку с поездкой в Бельгию, поскольку прямого рейса RyanAir Рига-Марсель нет, зато есть рейс Шарлеруа-Марсель. Гостиницы были забронированы заранее, с расчетом на то, что три ночи будут проведены в дороге, билеты куплены на рейсы Рига-Шарлеруа, Шарлеруа-Марсель, Париж-Вильнюс, была взята в аренду машина у Hertz на 4 полных дня (без выходных, так как сумма за аренду сразу же возрастала вдвое). Использовался навигатор в телефоне, Sygic с картами Tom-Tom.
Про машину скажу сразу ) Никогда не берите в дальнюю поездку Citroen C1. Это стало моим кошмаром водителя - из-за сильного ветра машину сдувало с дороги, на подъеме скорость она почти не набирает, излишне растянутые передачи, маленький (1л) двигатель, неудобный салон, огромные мертвые зоны сзади, почти полное отсутствие багажника... Брал машину этого класса, так как предстояло ехать по узким улочками Парижа, но сильно просчитался.
Не зря девушка в Hertz крайне удивленно переспросила "Отдаете машину в аэропорту Beauvais? Это большое путешествие... а багажа у вас много?" Оказалось, что в багажник не влезают даже два городских рюкзака габаритами 50х30х20.
Как показал опыт, гостиниц можно было брать больше, но это не критично, если использовать платные дороги - во Франции на них через каждые 10 км находятся очень удобные и приятные "зеленые остановки" с чистым туалетом, скамейками, хорошей парковкой слегка в стороне от дороги.
В такую поездку надо брать только проверенных спутников - получается много пеших прогулок и порой нытье какого-либо неумелого ходока может сильно испортить настроение и создать проблемы.
Рига-Шарлеруа-Ватерлоо.
Вылет из Риги был в пятницу, в 11.45. За счет разницы во времени в Бельгии мы оказались около часу дня, но пока отыскали остановку автобуса (перенесенную в этом году несколько подальше), пока доехали до Шарлеруа, пока дождались электричку (опоздали на пару минут), пока добрались до гостиницы - было уже около пяти. От аэропорта Шарлеруа до Ватерлоо примерно 40 км, но междугородние электрички не останавливаются на станции Waterloo, поэтому надо выходить на одну станцию раньше, в Braine l'Álleud, и либо ждать простую электричку, либо идти пешком (примерно 7 км). Рекомендую пешую прогулку - и Waterloo, и Braine l'Álleud (примыкающая к Ватерлоо деревушка) очень чистенькие и ухоженные, с совершенно изумительными садиками перед домами - ощущение, что хозяева соревнуются в том, у кого будет красивее перед домом, - так что прогулка совершенно не напрягает. Мы останавливались в Martin's lodge - относительно недорогом (100 евро за ночь за двоих, с английским завтраком (кстати, больше нигде английского завтрака не было), удобной парковкой, чистой и приятной комнатой, кондиционером. В Бельгии будьте готовы к тому, что далеко не все понимают английский язык и что разгильдяйство - норма жизни здесь.
Целью было реконструкторское мероприятие в честь очередной, 198-й, годовщины битвы при Ватерлоо, проходившее в субботу, 22 июня.
В этом году съехалось довольно много (по сравнению с прошлым годом) народу, но удовольствие несколько подпортили плохая погода (дождь и +14), и не самая лучшая организация: из-за опоздания британцев реконструкция собственно битвы началась на полчаса позднее, в 20.30 - уже в сумерках. Через полчаса пошел дождь, быстро превратившийся в ливень, и пришлось уходить, поскольку простыть и заболеть не входило в наши планы.
Здесь случился первый "сбой" в наших планах - из-за более позднего начала битвы и проливного дождя (останавливались пару раз переждать самый сильный дождь) опоздали на электричку и уехали на предпоследней, в 23.45, которая в Шарлеруа приходит в 00.20. В это время автобус до аэропорта уже не ходит, поэтому есть выбор - либо ехать на такси, либо идти пешком (около 12 км). Если вы путешествуете в одиночку или если вы компания девушек, то советую все же брать такси или останавливаться в гостинице - прямо напротив вокзала есть Ibis.
Шарлеруа - город вполне приличный, но все же центральные районы города ночью могут быть неприятны (по пути попались ширяющийся прямо на улице негр, цыганского вида граждане, спрашивавшие сигаретку - справедливости ради стоит заметить, вполне миролюбивые и отставшие сразу). Как истинные искатели приключений, мы пошли пешком. По пригороду идти одно удовольствие - красивые домики, приятный вид. Уже у самого аэропорта, когда обходили взлетную полосу, нас подвезла милая женщина, почти совсем не говорившая по-английски и задорно подпевавшая радио.
Подремав пару часов на полу аэропорта, в 7.45 (воскресенье, 23 июня) мы вылетели в Марсель.
Марсель
Марсель встретил нас теплом, ветром, запахами сухих цветов и ощущением беззаботности и несущественности времени. Здесь люди ходят быстро, но при этом никуда не спешат. Везде растут платаны - на улицах только благодаря им есть хоть какая-то тень. Удивили окна в домах - непривычно высокие и узкие, обязательно со ставнями. Изящно одетые прелестные дамочки невозмутимо переступают через кучки собачьих экскрементов (коих здесь, к слову, невообразимое количество, поэтому под ноги надо смотреть не менее внимательно, чем на достопримечательности). Бомжи приветливо улыбаются тебе, отвлекаясь от очередной помойки. Цветут олеандры. Город влюбляет в себя с первой минуты - бесшабашностью, искренней жаждой жизни, открытостью.
Перед поездкой все знакомые и родственники меня пугали - "В Марселе воруют! Там много арабов!" Может, нам так повезло, может, помогла привычка не носить кошелек и телефон в открытых карманах и вообще не считать ворон, но никаких пропаж у нас не было. Арабы попадались, но не так уж и много. В магазинах сети Carrefour и Casino можно купить недорогие (1,8-3 евро) и весьма сытные бутерброды и багеты с курицей, ветчиной, говядиной, что спасало наш кошелек от излишних трат на еду.
Что же до самого города... о нем бессмысленно рассказывать, его можно только почувствовать - в запахе пыли и моря, в шелесте невысоких сосен, в кривых улочках, в мерном покачивании моделек кораблей в Нотр-Дам ла Гард. В высоких ставнях узких окон и в тени платанов. И в веселом общем пофигизме, разлитом в воздухе - его ловишь, сидя на набережной Старого порта и глядя, как люди идут мимо, готовят яхты, смеются, обнимаются, пьют пиво, как носятся чайки. Я бы хотел остаться в Марселе хотя бы недели на две - бездумно лить время, тонуть в безделии и насмешливом созерцании спешащих и суетящихся. Такое лекарство от работы и торопливости, забот и ненужных людей.
В Марселе мы сняли не совсем обычный номер - индейское типи. ) Ночью было несколько прохладно, так как дул сильный ветер, но прекрасное расположение (на окраине города, почти в горах, рядом - "дикий" парк и возможность уйти на прогулку в горы, 10 минут пешком до метро) и приветливые хозяева перевешивали все недостатки. Гостиница Le Mas Des Trois Ponts - большой частный дом с садом, где можно снять как обычную комнату, так и типи. Прекрасная небольшая терраса с видом на Марсель и море, с другой стороны - горы. К минусам можно отнести отсутствие вывески, что это гостиница (только адрес) и некоторую запущенность сада. Ночевка с завтраком (домашние булочки, варенье из винограда, персиков и чего-то еще, чай) обошлась на двоих в 50 евро.
В замок Иф мы, к сожалению, не попали - в эти дни было слишком ветрено и катера до острова не ходили. Взяв в марсельском аэропорту машину, вечером (понедельник, 24 июня) мы с сожалением покинули Марсель и двинулись в Каркассон.
Каркассон-Тулуза
К Каркассону подъехали уже в сумерках - около десяти вечера. Наверное, это и было самым удачным решением - ночной Каркассон создает ощущение сказки, нереальности происходящего. То самое чувство, что за углом можно свернуть в другой век и побродить по времени, как по улице среди этих толстых надежных стен. В самом центре шумят ночные кафе, но, стоит отойти немного подальше, как, кажется, еще немного - и шагнет кто-то из тени стен, звякнув кольчугой. Бред начитавшегося в детстве рыцарских романов? Возможно. Но иначе не нужно вам, наверное, в ночной Каркассон, ведь выпить пива можно где угодно.
Туристов к десяти вечера уже относительно немного, и, хоть закрыты магазинчики, это с лихвой компенсируется отсутствием толп на улицах. Рассказывать особенно нечего - обошли внутренний город, побродили снаружи и ближе к утру поехали дальше, сделав себе заметку, что сюда надо приезжать на пару дней и снимать номер в гостинице внутри средневекового города - там есть неплохой отель сети Best Western с ценами 135 евро за комнату твин стандарт и 185 евро за твин премиум.
По дороге мы остановились на одной из зеленых остановок-парковок, о которых упоминал выше, и часа три поспали в машине. От Каркассона до Тулузы примерно 100 км, но пришлось покрутиться на выезде - в июне, кажется, по всей Франции ремонт дорог, и навигатор периодически начинал сходить с ума.
В Тулузе мы оставили машину на парковке отеля (Appart'City Toulouse Hippodrome) и пошли смотреть город.
Сразу скажу, что дня на Тулузу мало. Ее надо осматривать понемногу, неспешно, останавливаясь в парках и делая передышки, чтобы дома не сливались в один. Центр города, без сомнений, очарователен, но чересчур шумен - много молодежи, студентов.
Тулуза - город деталей. Ящик с лавандой на окне, разноцветный фонарь, кованая дверная ручка, затейливые ставни, гербы на мостах. И окна, окна, окна - это город окон, каждое особенное, каждое дразнит загадками, мелькнувшими тенями за занавеской, чьей-то тонкой рукой, распахнувшей ставни.
К обеду хотелось уже только куда-нибудь в тишину. Слишком много искушений, слишком мало времени. Банально - но и этот город нужно смаковать неспешно, глоток-улицу сегодня, глоток-другую завтра.
Забрел в Ботанический сад - здесь можно провести весь день, несмотря на его небольшие размеры: прелестный водопад в центре, оранжереи, интересная планировка. И копии скелетов динозавров в зарослях.
На другой стороне реки сады Раймона Шестого - судя по всему, еще одно любимое место отдыха горожан, с мини-прудом (где, кстати, весьма громко орали лягушки и цвели лотосы), детской площадкой и видом на водопад на Гаронне, которая, видимо, недавно весьма широко разливалась - берега превратились в непроходимое болото, из которого сиротливо торчали фонари и скамейки.
Переночевав, утром поехали дальше - в планах было проехать через Лимож, сделав там остановку на обед, немного отклониться от первоначального маршрута и сделать крюк в сторону замков Луары, потом отправиться в Париж и из Парижа через Вильнюс в Ригу. У нас был точный адрес одного из замков в этой области, Монжоффруа, в остальном решили положиться на навигатор и указатели. И это стало второй крупной ошибкой после неудачного выбора машины.
До Монжоффруа добрались без особых проблем, по дороге полюбовавшись домиками, увитыми розами - настолько, что порой это переходило даже за рамки здравого смысла, а не только лишь хорошего вкуса. В самом замке почти никого не было, экскурсию надо было ждать еще 45 минут, и мы решили объехать еще пару замков.
Зря. Заложенные в навигатор координаты не соответствовали реальности (заехали мы в чистое поле, и посреди оного навигатор сказал "Вы достигли места назначения"), а указателей попросту не было. Это вообще стало отличительной чертой Франции - отсутствие указателей к каким-либо достопримечательностям. В результате покружили еще часа два по региону и поехали в сторону Парижа.
Париж
В Париж въехали утром в четверг, намереваясь поставить машину на парковку и пойти гулять, потом заселиться в гостиницу, догулять до вечера, выспаться, съездить до Блеранкура и оттуда уже в аэропорт Beauvais, откуда в 15.30 был вылет в Вильнюс. Поездка по городу на машине даже с навигатором и штурманом - испытание для нервов. Особенно в дождливый день, когда из-за плотных облаков навигатор слегка подтормаживает. Особенно в безумном Париже.
Гостиница была расположена в центре города (зато рядом с площадью Бастилии), и это можно назвать третьей ошибкой, так как парковки у нее не было, а указанная в описании "парковка рядом за небольшую оплату" обошлась в 39 евро за сутки. С утра в городе видно только мусорщиков - мусора на улицах очень много, набережные и подъезды пахнут мочой (доводилось видеть, как очень прилично одетый молодой человек отошел на пару шагов от своей миловидной спутницы, подошел к стене дома прямо в центре города и обильно ее оросил). К слову, большинство виденных мною мусорщиков были негры.
Город просыпается ближе к десяти часам утра. Кафе и магазинчики только-только открываются, многие через 15-20 минут после официального времени открытия. В девять утра открыто было только очень дорогое кафе возле собора Нотр-Дам и Старбакс. Ближе к одиннадцати часам утра на улицах стало даже слишком оживленно и шумно. Удивило обилие русских туристов - их слышно и видно издалека. Вокруг Эйфелевой башни творится нечто невообразимое - толпы народа, все заставлено автобусами, и группы негров с нанизанными на веревки на манер бубликов маленькими эйфелевыми башнями ("Евро за штуку! Бери!") активно пристают к туристам.
Париж раннего утра мне даже понравился, несмотря на мусор и запахи. Он задумчив и меланхоличен, спокоен и, кажется, как-то обреченно смотрится в воды Сены, словно недоумевая, зачем все эти люди в нем так живут и куда спешат, и не устали ли еще за столько лет драк, лжи, крови и фанфар.
Париж дневной - как разряженная и размалеванная немолодая дама, все еще привлекающая поклонников, но уже чувствующая, что ее время ушло. Смешной в своей помпезности, жеманно требующий денег и восхищения, местами потасканный, местами страшненький, но все же привлекающий своей былой славой. Хочется понять - чем привлекал этот город людей? Как делал из них героев и императоров? Как свергал и забывал их?
Вечером я дошел до музея Карнавале. Прошел мимо дворца Правосудия, хотел было заглянуть в Консьержери, но во-первых, лень было стоять очередь, во-вторых, было жаль почти 9 евро, в третьих... в третьих я уже устал от шума и суеты Парижа. Но в Карнавале было тихо. Правда, при виде фотоаппарата работники напряглись - и я его убрал подальше, не став смущать людей. ЧТо можно сказать про музей? Что он прекрасен? Как-то глупо... И нет, он не прекрасен. Он всего лишь вызывает удивительное чувство прикосновения к тому, о чем только читал и что видел лишь на фотографиях.
На следующее утро мы уехали из Парижа. Заглянули по дороге в Блеранкур - посмотреть, как там обстоят дела с горевшим недавно музеем Сен-Жюста.
Видимо, из-за раннего времени (было часов девять или около того), никого не было видно. Вообще домик создает впечатление ухоженного, несмотря на все еще не восстановленную крышу, закрытую лишь плотной пленкой. на дверях была табличка о том, что это музей, но часов работы не было, и я не рискнул ждать - машину надо было сдать до 12 часов дня, а до аэропорта оставалось еще 60 км.
К полудню добрались до аэропорта Beauvais и благополучно сдали машину, заплатив за 4 дня проката 78 евро и еще 53 евро за топливо (купить полный бак сразу было выгодней, чем отдавать машину с полным баком - в Марселе топливо стоило 1,5 евро за литр, а в окрестностях Парижа 1,7 евро).
В семь вечера самолет сел в Вильнюсе, в половину одиннадцатого автобусом мы выехали в Ригу и около трех часов ночи были дома.
В целом поездка на двоих на 8 дней обошлась примерно в тысячу евро, то есть по 500 евро на каждого. Это стоимость авиабилетов, гостиниц, аренды машины, топливо, билеты на автобус Вильнюс-Рига, билеты на электричку Шарлеруа-Ватерлоо и обратно, платные дороги и еда.
Что же можно сказать об итогах... я точно знаю, куда я хочу вернуться. И теперь, читая о том или ином месте, за сухими строчками я всегда буду видеть - марсельский Старый порт и кривые улочки, пафосный Париж, дымку в горах, широкую Гаронну и мосты через нее, садящееся в золотой дымке солнце и вдали - бесчисленные замки на холмах.