Над пропастью во лжи

Dec 17, 2009 01:22



Сегодня я перечитал полностью загадку ХХ века американской литературы - Джерома Дэвида Сэлинджера. Нет, он конечно не является чем-то неопознанным и уникальным, просто он один из когорты тех писталей, произведения которых не до конца осмыслили либо их смысл трактуют по-разному. А особенный интерес составляет то, что писатель еще жив! Будучи девяностолетним стариком, американец отгородился от всего мира в своем особняка городишка Корниш, наложив запрет на издания своих биографий и печатаний ранних произведений. Причем он так рьяно отстаивает право, что журналисты и литературные критики недоумевают и не могут добиться от писателя ответов на интересующие их вопросы. Что же касается биографии писателя... ну из особенных событий стоит отметить, что в пенсильванском колледже один профессор называет худшим студентом за всю историю колледжа (ага, знал бы он, кто из него выйдет, - пятки лизал), был одним из тех, кто высаживался в Норандии во время открытия Второго фронта, недолго был женат на нацистке, но в целом, Сэлинджер не тот писатель, биографию которого можно расписывать в десятках томов, особенно, если учесть, что с шестьдесят пятого он поселился в доме и порвал почти все контакты с миром. Библиография Сэлинджера является также небольшой, она состоит из единственного романа (за неимением у писателя большего за объемом произведения), который, правда, дал ему мировую известность и знаком даже рядовому граждану: "Над пропастью во ржи" - ряда повестей о Глассах (всего пятьповестей), знаменитых девяти рассказах, которые сам автор считает вершиной своего творчества (в центре проблематики тем этих рассказов лежит дзэн-буддизм и ноноконформизм, отчасти воспитанный Толстым, а также ряда других незначительных в плане популярности рассказов. В общем колистве, библиография состоит примерно из сорока произведений.

"Над пропастью во ржи"
Это произведение открыло для меня Сэлинджера и, соотвественно, познакомило меня с ним. Та шумиха и почитаемость данного произведения не оправдалась для меня, поэтому роман я оценил неплохо, но не более. Те ценности, на которые указывает автор: противоборство всеобщему лицемирию, бездушность взрослой жизни и нежелание становиться частью толпы - должны преподноситься шестнадцатилетнему подростку. Именно в этом возрасте, на мой взгляд, может произвести должное влияние на размышляющего подростка.

Повести
Ряд повестей о семействе Глассов является для меня хкдшим в творчестве Сэлинджера. Смысловая нагрузка слабо проявляется, хоть и видна, однако, это не тот вселенский смысл, который мог поменять мое мировоззрение. В центре проблемы повестей изьяны нашего мира и тех сфер, из которых он состоит. Если честно, то время, что я потратил на чтение этих повестей, считаю потраченным зря.

Девять рассказов
"Знаменитые" девять рассказов являются не исключением тематики Сэлинджера, просто они написаны уже зрелым автором - не в смысле возраста, а в смысле сформировавшегося мыслителя. В отличие от Толстого, который учит, Сэлинджер показывает это учение в хорошем свете. Как по мне, эти рассказы лучше повестей, но не станут моими любимыми уж явно.

Другие рассказы
А вот тут не все так печально! Если честно не ожидал такого воздействия писателя, который явно не вызывает у меня эмоций большого восхищения своим творчеством. Прекрасные жизненные ситуации и судьбы людей, и тема справедливости, написанных хорошим стилем Сэлинджера (стиль письма у Сэлинджера достаточно хороший), являются для меня вершиной его творчества.

Подводя итоги, хочется сказать, что Джером Дэвид Сэлинджер не станет моим любимым писателем или тем, которого я буду постоянно вспоминать. Но может это я говорю пока, и в его произведениях действительно таится какая-то загадочность, которую я еще пока не в силах осознать. Что ж... время рассудит!

jerome david salinger, american literature

Previous post Next post
Up